
Проведя анализ основных претензий педагогов и родителей к Федеральным государственным образовательным стандартам, молодая учительница из МХК Андрей Балин обозначила восемь главных возражений и высказала свое мнение о поддержке этих стандартов.
Претензия № 1 — ФГОС ничего положительного не вносит, а теперь выполнение домашних заданий перекладывается на родителей, так как дети «не способны выполнить это самостоятельно».
Мнение автораРодителям не стоит выполнять домашние задания за ребёнка, какими бы сложными они ни казались. Задания определяются результатом, которого хочет добиться учитель. Выполняя за ребёнка домашнее задание, родитель воспитывает полную несамостоятельность и нежелание работать.
Рассмотрите проекты, реализуемые в начальных школах Великобритании, Южной Кореи, Америки: дети творит что-то новое самим, разве это отрицательно? Как видим, вполне достижимо. С внедрением ФГОС российская система образования тоже начала двигаться в этом направлении, стоит ли ей препятствовать?
Претензия № 2 В советские времена обучение было эффективным даже без федеральных государственных образовательных стандартов.
Мнение автораМир меняется стремительно и ощутимо. Детям, достигнут расцвета в 2040-е годы, необходимо обучать умению учиться, самосовершенствоваться, самостоятельно ставить цели и находить способы их достижения. В результате обучения в школе у выпускников должны сформироваться универсальные учебные навыки, определённые ФГОС. Конечно, в советской системе были схожие элементы, Выготский и Эльконин говорили о чём-то подобном, но зачем возвращаться к похожему, если есть современные идеи, развивающие мысли выдающихся педагогов прошлого?
Претензия № 3 — ФГОС — «это игрульки».
Мнение автораОтказ от таких игр приводит к механическому заучиванию, постоянному напряжению и вызывает самое грозное препятствие на пути обучения — скуку.
Взрослым, которые помнят школьные годы, часто кажется, что дети, не пересказывающие учебник, не отвечающие связными фразами у доски и не волнующиеся при вызове для ответа, занимаются пустяками, не учатся, а развлекаются. им не готовятся к экзаменам, а балуются.
Претензия № 4 Учителя и родители высказывают беспокойство по поводу элементов свободы, заложенных в стандарте: свободные формулировки выражения настроения (ребенок может заявить о плохом настроении и нежелании выполнять упражнение), самооценки (ученик может отметить свою более высокую активность на уроке и рассчитывать на «5»).
Претензия № 5 Учителя сообщают только об одном: «Нет денег». На проекторы и мастерские, без которых нельзя полностью выполнить требования ФГОС и ДР, средств нет. Учебные материалы и методическая база пока не готовы.
Мнение автораЧтобы исполнять большинство требований ФГОС, качественное оборудование не всегда необходимо.
В конце концов, ФГОС — это взаимодействие учителя и ученика.
Претензия № 6 Учителя говорят: «Не показывают, как реализовывать новые стандарты. Учителю две ставки, времени на индивидуальный подход к каждому ученику нет. В классах много детей, в школах много классов, приходится работать в две, а то и три смены.»
Мнение автораСтандарт указывает только ожидаемый результат, а способ его достижения остается за нами. Свободно, как у учеников начальных классов, которым это и поручено: выполнить «невыполнимое» домашнее задание — проект, кажущийся таким лишь на первый взгляд.
Претензия № 7 Идет от педагогов и заключается в нехватке времени по ФГОС.
Мнение автораСамая большая, на мой взгляд, проблема заключается в том, что многие учителя не готовы работать по ФГОС, меняться и развиваться самостоятельно. Не потому что не хотят, чаще всего просто не могут, ведь слова о перегруженности учителя — это не вымысел, а печальная реальность.
Претензия № 8: «ФГОС — это утопия».
Мнение автораНе видели выпускников, пройдя все этапы обучения по ФГОС. Как оценить результаты и заявлять о провале проекта сейчас? Если не попытаемся реализовать проект, он точно никогда не сработает. Стоит попробовать, если многим кажется картинка, которую рисует ФГОС, идеальной. Что если получится?