Фото: img.freepik.com

Сохранять главную новогоднюю тайну непросто современным взрослым из-за беспрепятственного доступа малышей к интернету.

Для сохранения торжественной атмосферы воспитателю предстоит взять управление ситуацией на себя. Как действовать педагогу — обсудим совместно с Татьяной Вотинцевой, экзистенциально-аналитическим, системным семейным психологом и преподавателем. АкадемСити.

В чём секрет детской вери в чудеса: взгляд психологии.


Для маленьких детей волшебство – реальность, а во многих верить в существование Деда Мороза. Такое мировосприятие естественно для их возраста. Объясняется это особенностями мышления дошкольников.

Психолог и философ Жан Пиаже изучал развитие интеллекта и назвал этап с двух до семи лет дооперациональным. Это означает недостаточность когнитивных способностей для освоения некоторых видов опыта. Дети в этот период, например, не понимают сохранения количества вещества или объектов при изменении формы или расположения.

Если ребёнок видит одинаковое количество воды в емкостях разной формы — высокой и узкой, или низкой и широкой — скажет, что в первой её больше. Такое утверждение он сохранит даже если наглядно покажут равное количество жидкости. Или пример: когда предметы расставляют в ряд, а потом с промежутками, малыш не поймёт, что изменилось расстояние, и будет считать их большее число.

Ребенок посмотрит на первый рисунок и скажет, что в двух рядах поровну кружочков. Если в одном ряду те же кружочки расположить так, как на втором рисунке, малыш подумает, что их стало больше.

Другие особенности мышления ребёнка в возрасте от двух до семи лет требуют более пристального изучения.

Использует предметы как символы. В качестве меча служит палка, а машина представлена коробкой.

Одушевляет предметы и явления. Он общается с игрушками, представляя, что они ему отвечают. Деревья кажутся ему грустными из-за отсутствия листьев, а во время дождя небо плачет.

Не видит противоречий в своих выводах. Он может настаивать на том, что лодка плывет из-за легкости, а корабль — благодаря весу, силе и способности удерживаться на плаву самостоятельно.

Не способен принять точку зрения чужого человека. Если спросить ребёнка, сколько у него братьев, то ответ будет — два. Если уточнить, сколько братьев у его брата, то ребёнок не сможет ответить точно или скажет — один, потому что забудет насчитывать самого себя.

Дошкольники не умеют мыслить логически, зато у них хорошо развито воображение и фантазия. Они придумывают сюжеты, перевоплощаются в «докторов», «водителей», «продавцов», добавляют новые условия игры и импровизируют. Доступные для понимания явления дети объясняют обычными словами, а нелогичные – придумывают магическое объяснение. Например, считают, что радуга появляется из-за волшебника, который рисует её на небе.

Родившись, ребёнок сталкивается с множеством новых и непонятных вещей, требующих осмысления. На ранних этапах развития его способности к логическому рассуждению и анализу ещё не сформированы. Для того чтобы адаптироваться и сделать мир более понятным, малыш прибегает к магическому мышлению.

Вера в что-то имеет значение для человека. Не обязательно именно в Деда Мороза. Без рассказов о нём малыш придумает свои чудеса и будет в них верить, потому что у него нет разделения между воображением и реальностью. Придя рациональное мышление на смену интуитивному, трансформируется вера, например, в себя и свои способности.

Праздники заряжают позитивной энергией и оставляют счастливые воспоминания. Например, воображание малышей о жизни Деда Мороза, его помощниках и появлении подарков под елку развивает креативное мышление. В будущем этот навык поможет решать сложные задачи, находить нестандартные решения и проявлять оптимизм. Так или иначе, детям нужны яркие эмоции, чудо и волшебство.

Татьяна Вотинцева

Как поступить педагогу, когда ребёнок сообщает другим о том, что Деда Мороза нет?

Воспитателю важно не пренебрегать ситуацией, а прежде всего выяснить, откуда ребенок получил информацию.

  • Сам разузнал правду. Возможно, взрослый поделится информацией как секретом, желая рассказать о ней. Если ребенок пытался самостоятельно догадаться и у него получилось, его может мотивировать гордость собой, желание похвастаться и получить восхищение за то, что ему удалось разгадать тайну, в то время как остальным это не удалось.
  • Узнал правду насильно. В этой ситуации малыш может хотеть получить мнение других, чтобы узнать, что о нем думают. Ему также важно поделиться своими чувствами, особенно если он чувствует себя обманутым и потерянным из-за утраты веры в чудеса.

Как педагогу помочь воспитанникам справиться с эмоциями и сохранить праздничное настроение?

  • Признайте чувства детей. Создайте обстановку, где каждый сможет свободно проявлять эмоции. Обратитесь к ребенку, который затронул эту тему, и отметьте, что задавать вопросы допустимо. Узнайте, как чувствует себя ребенок, затем дайте возможность другим поделиться своими переживаниями.
  • Сохраняйте нейтралитет. Не нужно настаивать на том, верит ребёнок в Деда Мороза или нет. Лучше дать возможность каждому самому решить для себя, во что верить. Главное – объяснить малышам, что все люди разные и каждый думает по-своему. Все имеют право на свое мнение, даже если оно отличается, его нужно уважать.
  • Сфокусируйте внимание на подготовке к празднику. После разговора о чувствах и признания возможности разных мнений, Деда Мороза можно воспринимать не как дарителя подарков, а как символ Нового года.

Отсутствует единый стандарт о том, когда ребенку рассказать правду о Деде Морозе. Этот момент индивидуален для каждого малыша. Некоторые верят до подросткового возраста, что допустимо. Взрослым важно наблюдать и реагировать на ситуацию. Если ровесники высмеивают ребенка, нужно провести беседу, дать поддержку и понять его чувства. Можно объяснить, что вера в чудеса — ценное качество, не всегда нужно его показывать всем.

Разоблачение Деда Мороза в детском саду может негативно сказаться на настроении всей группы, поэтому воспитателю нужно постараться исправить положение.

Сфокусируйтесь на праздничном настроении, а не на материальных подарках. Попросите детей рассказать, что для них значит образ Деда Мороза и Новый год.

Можно устроить игру «Герой Нового года и Рождества». Ребята перечисляют персонажей зимних сказок и мультфильмов: Дед Мороз, Снежная королева, Гринч, Эльза. Потом малыши рассказывают о качествах героев — как хороших, так и плохих, и что помогает им делать добрые дела для близких и праздник в целом.

Татьяна Вотинцева

5 праздничных идей для детского сада.

Для сохранения радостного настроения в декабре дошкольного учреждения следует организовать тематические развлечения и оживить обычные дни.

«Колокольчики». Для каждой команды приготовьте по десять бумажных стаканчиков. Количество колокольчиков должно равняться количеству участников. Пронумеруйте дно каждого стакана от одного до десяти.

Уложите стаканчики на пол рядышком. Разделите всех на две или три команды, вручите каждому по колокольчику. Каждый бросает свой колокольчик в стакан. Можно сделать лишь одну попытку. Когда все бросят колокольчики, подсчитайте очки.

«Предновогоднее бинго». На бинго-картах размером 5×5 заполните ячейки зимними действиями: слепили снеговика, покатались с горки, посетили каток. Раздайте каждой карте ребенку.

В игре вы произносите различные занятия. Дети красят клетки, если выполнили это занятие в декабре. Кто первый заполнит ряд – горизонтальный, вертикальный или диагональный – кричит «Бинго!».

Например, биньго-карты можно заполнить такими деятельностью.

Скачать бинго-карту можно по ссылке.

Редакция Педсовета услышала три следующих идеи. Алена КондрашоваЛауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2020», автор книги «Напольные игры и задания для детей» и педагог в детском саду № 204 города Красноярска.

«В поисках снеговиков». В общих комнатах детского сада – актовом зале, спортивном зале, коридоре, ведущем к группам – развесьте бумажных снеговиков. Дети должны за неделю найти всех снеговиков, посчитать их и сообщить воспитателю количество. За правильный ответ ребенок получит маленький приз, например, канцелярскую принадлежность: ручку, линейку или карандаш.

«Кто быстрее». Раздайте участникам по пять новогодних предметов: шишку, шарик, игрушку символа года и т.д. Каждый ребенок должен собрать полный набор.
По сигналу воспитателя дети ищут предметы. Первым, кто соберет полный комплект, выдается грамота.

«Новогодняя викторина». Составьте опросник с вопросами о Новом году.

  • Какую просьбу чаще всего адресуют Деду Морозу дети?
  • В чем носит подарки Дед Мороз?
  • Где живёт Дед Мороз?
  • Сколько ударов поделятся куранты в новогоднюю ночь?
  • Какой фрукт пахнет праздником?

Рядом с вопросами добавьте окошки для ответов. Дети отвечают на них вместе с родителями при приходе в сад или уходе из него. После этого воспитатель проверяет ответы и вручает приз.