
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Абсолютное большинство российских работодателей жалуются Вузы не справляются с обучением практическим навыкам, считают студенты, потому что обучение кажется им отрытым от жизни. Кроме того, более 40 процентов жителей России… оценивают Уровень российской образовательной системы средненький. Профессор размышляет о причинах такой ситуации и путях её улучшения в школе. Александр Могилев, директор воронежской монтессори-школы «Алиса».
Образовательная система отстает от потребностей рынка.
Национальная система образования должна подготавливать учеников к профессиям будущего. Это в первую очередь задача школ и вузов, но им это не удаётся — то по причине немощи, то по причине нежелания. Причины схожи для обоих уровней образований.
Консерватизм
Обновление списков профессий и специальностей в высших учебных заведениях происходит крайне медленно, в течение десятков лет. В школах практически неизменно сохраняется содержание школьных предметов и методы обучения, которые направлены на запоминание и воспроизведение абстрактной учебной информации.
«Недообразование»
Внедрение системы бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях разрушило сложившуюся систему взаимодействия с профильными предприятиями, приведя к получению «недообразования». Теоретическая часть сохранилась, а практику и стажировки сократили. В результате вузы теперь предоставляют почти исключительно сухую, книжную подготовку, связь с предприятиями утеряна.
Учебные дисциплины сохраняются теоретическими, мало связанными с реальной жизнью. Учеников учат усваивать готовый, структурированный материал и решать конкретные задачи. Применить полученные знания в обычной жизни школьники не могут, что подтверждают результаты международных исследований качества образования PISA.
Возрастной педагогический состав
В высших учебных заведениях педагоги много лет читают одни и те же дисциплины, с трудом вводя новые предметы и спецкурсы.
Большинство учителей средней школы приближаются к пенсионному возрасту и противостоят любым изменениям, как в учебных материалах и методиках преподавания, так и в современных технологиях.
Финансы
Создание материальной базы для преподавания новых специальностей в высшей школе – длительный и затратный процесс, требующий возведения новых аудиторий и закупки оборудования.
Школа получает технику, но это похоже на централизованное распределение средств. Например, по программе «Точка роста» для химических классов поставят компьютеры, проектор и программы для демонстрации экспериментов. Точно так же было с учебными видео в 1970–1980-е годы. Вероятно, всё закончится ничем. Химию нельзя изучать на экране. Школы не оснащают натурным экспериментальным оборудованием и материалами.
За сложившуюся ситуацию возложили ответственность на специализированные учреждения: различные «Сириусы», «Кванториумы» и простые детские клубы и кружки. Однако эти виды дополнительного образования охватывают малое число детей, и самое главное, не устраняют проблемы с огромными и неэффективными расходами нескольких лет детской жизни в общеобразовательной школе.
Что делать школьному образованию
В сфере общего образования предпочтение отдается модификациям плана учёбы, увеличению или сокращению времени занятий и обсуждениям цифровизации, практическое воплощение которой в массовых школах оказывается сложным делом.
Необходимо изменить подходы к обучению, характер взаимодействия ученика, родителя и учителя. Преподаватель не должен передавать знания ученику и требовать их воспроизведения. Ребенок должен приобретать знания из учебных пособий и книг, наблюдений, экспериментов, создавая образцы и прототипы своими руками. Задача педагога — помогать и поддерживать его в этом.
Задача родителей — также стать полноправными участниками образовательного процесса.
Родители составляют сообщество наблюдателей, болельщиков, участников авторитетных жюри, перед которыми школа отчитывается о творческой деятельности учеников.
В наше время важно отдавать больше внимания практике, без которой фундаментальные знания теряют свою значимость. Современный мир ценит «мягкие навыки», которые способствуют продуктивности и общему успеху человека, а не так называемые «жесткие навыки» – конкретные знания, доступные в интернете или книгах.
Из десяти гибких навыков, представленных на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году, российские специалисты для школы выбрали четыре наиболее важных: критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию.
- Благодаря критическому мышлению можно оценивать информацию, определять взаимосвязи между причинами и следствиями, а также отличать важное от второстепенного.
- Благодаря креативите можно принимать нестандартные решения и с достоинством действовать в изменяющихся и неопределённых ситуациях.
- Через общение учащийся развивает умения налаживания контактов, достижения договоренностей, урегулирования конфликтов, слушания собеседника и выражения своего мнения.
- В кооперации участники совместно определяют цели, разделяют обязанности и отвественность, а также анализируют достижения и эффективность работы.
Модель обучения по 4К уже реализована в некоторых преуспевающих школах, таких как Летово, Лицей при НИУ ВШЭ, Фоксфорд и другие. Переход к такому обучению поддерживается Грефом и даже Мишустиным. ФГОС третьего поколения отражает подобный подход к реформам школы. Тем не менее, российская школа пока не смогла быстро внедрить 4К из-за большого числа консервативных и пассивных участников процесса.
Какие есть перспективы
Российская школа в настоящее время не готова к кардинальным переменам, необходимым для удовлетворения запросов современной экономики. Из-за этого учебное заведение утратило привлекательность для многих учеников, а количество сторонников домашнего обучения растет. В домашних условиях отсутствует помощь в развитии коммуникации и сотрудничества, недостаточно коллективности для формирования критического мышления и креативности. Ведь развитие этих качеств происходит посредством обмена мнениями, дискуссий, сравнения своих действий и результатов с действиями сверстников.
Развитие разнообразия школ, ориентированных на рыночные запросы и систему образования 4К, выглядит перспективным.
Конечно, должны существовать классические школы, построенные по консервативной модели. Однако нельзя препятствовать другим моделям и подходам. Если привычные школы будут привлекательны для детей и родителей, то те придут учиться. Именно эта идея была заложена при переходе на подушевое финансирование. Но потом выяснилось, что в условиях ограниченного списка типов школ и консервативного набора образовательных технологий качество обеспечивается только удержанием сильного педагогического коллектива и подобранным контингентом учеников.
Необходимо изучать и использовать опыт альтернативного образования, которое у нас часто критикуют. Школа Щетинина пользовалась спросом и давала хорошие результаты. Однако под предлогом неправильного оформления земельного участка ее закрыли и ликвидировали. Экспериментальная площадка, созданная при поддержке Российской академии образования, не соответствовала представлениям чиновников о школьной организации. Ее закрыли.
Последние новости также вызывают неутешительные чувства. Основатель знаменитой Ломоносовской школы Марат Зиганов ушел из жизни после инсульта. Руководство школой перешло к людям, не имеющим близкого отношения к сфере образования.