Фото: img.freepik.com

Деятельность дефектолога разнообразная и сложная, включает в себя разработку индивидуальных программ, коррекционную работу, мониторинг успехов ребенка и другое. Также требуется взаимодействие с другими специалистами для комплексного развития навыков ребенка.

Эксперт поделилась информацией о пользе сотрудничества дефектолога со специалистами разных областей и о построении эффективного взаимодействия. АкадемСити Ольга Гриднева.

С какими специалистами работает дефектолог

Чтобы эффективно работать с ребенком, необходимо учитывать особенности, сильные и слабые стороны, интересы и потребности. В многих случаях необходим междисциплинарный подход для создания индивидуализированной программы обучения и коррекции. Совместная работа специалистов улучшает качество образовательного процесса, способствует гармоничному развитию личности, повышает уверенность в себе и социальные навыки ребенка.

Дефектологу могут помогать следующие специалисты.

  • логопед;
  • психолог;
  • физический терапевт;
  • врач-педиатр;
  • эрготерапевт;
  • аудиолог и сурдолог.

Состав специалистов для каждого случая индивидуален и определяется тремя параметрами: характеристиками организации, возрастом малыша и его нуждам.

Специалист

Что делает

Какие навыки осваивает ребенок

Дефектолог

Работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогая им постигать мир и приобретать необходимые умения.

Вовлекается в игры вместе с другими детками и взрослыми.

Логопед

Способствует общению с другими, создаёт плодотворные беседы.

Слышит речь и выражает собственные нужды.

Психолог

Тренирует внимание, память, логику и социальные навыки, способствует уменьшению тревожности и стресса.

Совершенствует социальное взаимодействие, когнитивные умения, постигает способы самовыражения эмоций.

Эрготерапевт

Способствует успешному взаимодействию в будничной жизни.

Ест, спит, идет по магазинам с матерью.

Аудиолог и сурдопедагог

Способствует восстановлению слуха у детей.

Хорошо слышит и разговаривает.

Физический терапевт

Работает с патологиями опорно-двигательной системы и различными физическими недугами.

Поддерживает собственную позу, как при стоянии, так и при сидении за столом.

Если дефектолог трудится в школе, может сотрудничать с учителями, воспитателями группы продленного дня, тьютором и социальным педагогом. В учреждениях специального типа, таких как коррекционные школы, социально-реабилитационные центры или службы ранней помощи, трудятся специалисты узкого профиля, а в обычных школах применяют более универсальный подход.

Техническая оснащенность учреждения также может повлиять на ситуацию. Например, наличие современного оборудования, такого как нейротренажеры и адаптивные устройства, помогает детям развивать физические и когнитивные навыки в безопасной и стимулирующей среде.

Возраст малыша может определять необходимость разных специалистов.

  • Младенческий и ранний возраст: Необходима поддержка специалистов, таких как педиатры, логопеды и дефектологи, способные заниматься развитием моторики, речи и социальных навыков.
  • Дошкольный возраст: Важно тех, кто способен развивать когнитивные и эмоциональные навыки, например, психологи и воспитатели.
  • Школьный возраст: В это время могут понадобиться специализированные кадры: дефектологи, логопеды и психологи, способные изменить образовательный процесс под конкретные задачи каждого ребёнка.

При разработке индивидуальной программы учитываются особенности каждого ребенка: характер и тяжесть нарушения, способности, увлечения, семейная атмосфера и прочее. Эксперты совместно анализируют данные и на этой основе определяют наиболее подходящий подход к работе с ним.

Что комплексный подход дает ребенку

При междисциплинарном подходе каждый эксперт занимается своим направлением. В итоге это способствует повышению качества жизни юного пациента.

Влияние специалистов на развитие ребёнка.

Благодаря междисциплинарному подходу возможно:

  • комплексно оценить состояние ребенка;
  • выстроить индивидуализированный подход;
  • помочь эффективно интегрироваться в общество;
  • устранить барьеры в обучении;
  • Поощрять стремление к обучению и самосовершенствованию.

Разные виды нарушений могут встречаться у одного ребёнка, и каждый специалист внесёт свой вклад в его развитие.

Сотрудничество дефектолога с другими специалистами.

С ребенком начинается работа с первичного приема. В нем могут участвовать несколько специалистов: дефектолог, психолог или логопед, в зависимости от ситуации. Специалист общается с ребенком и родителями, предварительно оценивая необходимые корректировки.

Для комплексной оценки состояния пациента часто требуется проведение дополнительной дифференциальной диагностики. В ходе диагностики изучают историю болезни ребенка, выписки из его медицинской карты и результаты анализов.

Затем специалисты проводят консилиум и совместно разрабатывают план работы на три месяца. В процессе взаимодействия не прекращается: каждую неделю специалисты встречаются для обсуждения результатов. При положительной динамике у ребенка продолжают действовать намеченные действия. В случае возникновения сложностей или приостановки прогресса принимаются соответствующие решения.

В таком варианте рассматривается возможность внесения корректировок в работу, таких как добавление обучающих игр или удаление чего-либо. Иногда необходимо пересмотреть ранее принятые решения или использовать иной подход.

Ольга Гриднева

Каждый три месяца проводится подробная диагностика. Специалисты осматривают ребенка, ведут запись о ходе его развития и при необходимости вносят изменения в программу.

Каждую стадию взаимодействия с ребёнком можно смоделировать общим планом.

Как преодолевать трудности совместной работы

Возникают трудности, когда специалисты не стремятся к согласию и совместной работе. Каждый применяет свой метод, считая его самым верным, и ставит перед ребенком индивидуальные задачи.

В подобных ситуациях взгляды специалистов могут разниться настолько сильно, что стать прямо противоположными.

Такая ситуация возможна между специалистами разных областей или двумя дефектологами из разных организаций. Некоторые родители считают такой подход действенным: по понедельникам ребенок занимается в одном центре у Марьи Петровны, а по пятницам — в другом центре у Марьи Ивановны. Если Мария Ивановна и Мария Петровна не знакомы и не взаимодействуют между собой, чтобы выстроить работу в едином ключе, можно представить сложности для ребенка.

Ольга Гриднева

Начинающий дефектолог должен осознать: для достижения высоких результатов необходима работа с другими специалистами.

Как сформировать комплексный подход к делу?

Для начала разработки междисциплинарного подхода можно реализовать такие действия:

  • Узнать больше о комплексной работе. Начинающему дефектологу, сомневающемуся в понимании основ взаимодействия с другими специалистами, можно повторить теорию: прочесть соответствующие материалы или пройти дистанционный обучающий курс.
  • Сформировать команду специалистов. Каждый должен понимать свои задачи и будущий вклад в процесс.
  • Назначить время для встреч. Совпадение графиков позволит определить удобные для всех дни, поскольку встречи планируются периодически.
  • Обменяться опытом. Специалисты могут быть взаимовыгодны для друг друга, делиться эффективными методами диагностики.
  • Согласовать методики. Работая с разными подходами, важно избегать противоречий между ними.
  • Постоянно обучаться. Специалистам рекомендовано посещать курсы повышения квалификации, семинары и конференции для изучения новых методов работы.

Работа дефектолога в сотрудничестве с другими специалистами является ключевым элементом успешной коррекционной деятельности. Такой подход обеспечивает комплексное понимание потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и позволяет разрабатывать эффективные стратегии обучения и социализации. Совместные усилия специалистов помогают создать оптимальные условия для развития каждого ребенка, что особенно важно для его успешной интеграции в общество.