
Деятельность дефектолога разнообразная и сложная, включает в себя разработку индивидуальных программ, коррекционную работу, мониторинг успехов ребенка и другое. Также требуется взаимодействие с другими специалистами для комплексного развития навыков ребенка.
Эксперт поделилась информацией о пользе сотрудничества дефектолога со специалистами разных областей и о построении эффективного взаимодействия. АкадемСити Ольга Гриднева.
С какими специалистами работает дефектолог
Чтобы эффективно работать с ребенком, необходимо учитывать особенности, сильные и слабые стороны, интересы и потребности. В многих случаях необходим междисциплинарный подход для создания индивидуализированной программы обучения и коррекции. Совместная работа специалистов улучшает качество образовательного процесса, способствует гармоничному развитию личности, повышает уверенность в себе и социальные навыки ребенка.
Дефектологу могут помогать следующие специалисты.
- логопед;
- психолог;
- физический терапевт;
- врач-педиатр;
- эрготерапевт;
- аудиолог и сурдолог.
Состав специалистов для каждого случая индивидуален и определяется тремя параметрами: характеристиками организации, возрастом малыша и его нуждам.
Специалист |
Что делает |
Какие навыки осваивает ребенок |
Дефектолог |
Работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогая им постигать мир и приобретать необходимые умения. |
Вовлекается в игры вместе с другими детками и взрослыми. |
Логопед |
Способствует общению с другими, создаёт плодотворные беседы. |
Слышит речь и выражает собственные нужды. |
Психолог |
Тренирует внимание, память, логику и социальные навыки, способствует уменьшению тревожности и стресса. |
Совершенствует социальное взаимодействие, когнитивные умения, постигает способы самовыражения эмоций. |
Эрготерапевт |
Способствует успешному взаимодействию в будничной жизни. |
Ест, спит, идет по магазинам с матерью. |
Аудиолог и сурдопедагог |
Способствует восстановлению слуха у детей. |
Хорошо слышит и разговаривает. |
Физический терапевт |
Работает с патологиями опорно-двигательной системы и различными физическими недугами. |
Поддерживает собственную позу, как при стоянии, так и при сидении за столом. |
Если дефектолог трудится в школе, может сотрудничать с учителями, воспитателями группы продленного дня, тьютором и социальным педагогом. В учреждениях специального типа, таких как коррекционные школы, социально-реабилитационные центры или службы ранней помощи, трудятся специалисты узкого профиля, а в обычных школах применяют более универсальный подход.
Техническая оснащенность учреждения также может повлиять на ситуацию. Например, наличие современного оборудования, такого как нейротренажеры и адаптивные устройства, помогает детям развивать физические и когнитивные навыки в безопасной и стимулирующей среде.
Возраст малыша может определять необходимость разных специалистов.
- Младенческий и ранний возраст: Необходима поддержка специалистов, таких как педиатры, логопеды и дефектологи, способные заниматься развитием моторики, речи и социальных навыков.
- Дошкольный возраст: Важно тех, кто способен развивать когнитивные и эмоциональные навыки, например, психологи и воспитатели.
- Школьный возраст: В это время могут понадобиться специализированные кадры: дефектологи, логопеды и психологи, способные изменить образовательный процесс под конкретные задачи каждого ребёнка.
При разработке индивидуальной программы учитываются особенности каждого ребенка: характер и тяжесть нарушения, способности, увлечения, семейная атмосфера и прочее. Эксперты совместно анализируют данные и на этой основе определяют наиболее подходящий подход к работе с ним.
Что комплексный подход дает ребенку
При междисциплинарном подходе каждый эксперт занимается своим направлением. В итоге это способствует повышению качества жизни юного пациента.
Влияние специалистов на развитие ребёнка.
Благодаря междисциплинарному подходу возможно:
- комплексно оценить состояние ребенка;
- выстроить индивидуализированный подход;
- помочь эффективно интегрироваться в общество;
- устранить барьеры в обучении;
- Поощрять стремление к обучению и самосовершенствованию.
Разные виды нарушений могут встречаться у одного ребёнка, и каждый специалист внесёт свой вклад в его развитие.
Сотрудничество дефектолога с другими специалистами.
С ребенком начинается работа с первичного приема. В нем могут участвовать несколько специалистов: дефектолог, психолог или логопед, в зависимости от ситуации. Специалист общается с ребенком и родителями, предварительно оценивая необходимые корректировки.
Для комплексной оценки состояния пациента часто требуется проведение дополнительной дифференциальной диагностики. В ходе диагностики изучают историю болезни ребенка, выписки из его медицинской карты и результаты анализов.
Затем специалисты проводят консилиум и совместно разрабатывают план работы на три месяца. В процессе взаимодействия не прекращается: каждую неделю специалисты встречаются для обсуждения результатов. При положительной динамике у ребенка продолжают действовать намеченные действия. В случае возникновения сложностей или приостановки прогресса принимаются соответствующие решения.
Каждый три месяца проводится подробная диагностика. Специалисты осматривают ребенка, ведут запись о ходе его развития и при необходимости вносят изменения в программу.
Каждую стадию взаимодействия с ребёнком можно смоделировать общим планом.
Как преодолевать трудности совместной работы
Возникают трудности, когда специалисты не стремятся к согласию и совместной работе. Каждый применяет свой метод, считая его самым верным, и ставит перед ребенком индивидуальные задачи.
В подобных ситуациях взгляды специалистов могут разниться настолько сильно, что стать прямо противоположными.
Начинающий дефектолог должен осознать: для достижения высоких результатов необходима работа с другими специалистами.
Как сформировать комплексный подход к делу?
Для начала разработки междисциплинарного подхода можно реализовать такие действия:
- Узнать больше о комплексной работе. Начинающему дефектологу, сомневающемуся в понимании основ взаимодействия с другими специалистами, можно повторить теорию: прочесть соответствующие материалы или пройти дистанционный обучающий курс.
- Сформировать команду специалистов. Каждый должен понимать свои задачи и будущий вклад в процесс.
- Назначить время для встреч. Совпадение графиков позволит определить удобные для всех дни, поскольку встречи планируются периодически.
- Обменяться опытом. Специалисты могут быть взаимовыгодны для друг друга, делиться эффективными методами диагностики.
- Согласовать методики. Работая с разными подходами, важно избегать противоречий между ними.
- Постоянно обучаться. Специалистам рекомендовано посещать курсы повышения квалификации, семинары и конференции для изучения новых методов работы.
Работа дефектолога в сотрудничестве с другими специалистами является ключевым элементом успешной коррекционной деятельности. Такой подход обеспечивает комплексное понимание потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и позволяет разрабатывать эффективные стратегии обучения и социализации. Совместные усилия специалистов помогают создать оптимальные условия для развития каждого ребенка, что особенно важно для его успешной интеграции в общество.