5 опасных последствий заикания у ребенка

По статистике, заиканием страдает каждый десятый ребенок дошкольного возраста. Многие родители не придают этому нарушению значения, считая, что со временем оно пройдет. Но если заикание не лечить, это помешает ребенку развиваться и социализироваться. О пяти опасных последствиях этого расстройства рассказывает эксперт АкадемСити, педагог-дефектолог Сергей Баранов. 

1. Низкая самооценка

Детей, которые заикаются, часто дразнят сверстники: пародируют их речь или смеются, когда они запинаются. Это ранит ребенка, он ощущает себя неполноценным, стыдится. 

Как следствие, это вызывает осложнения заикания у детей: они начинают замыкаться в себе, терять веру в свои силы, у них падает самооценка. Это мешает ребенку раскрывать таланты и способности: такие дети стесняются выступать на публике, привлекать к себе внимание. Они стремятся избежать проблем, а не достичь успеха. В подростковом возрасте недовольство собой и замкнутость рискует перерасти в депрессию.

Советы родителям:

  • Есть разные способы лечения заикания. Обратитесь к логопеду. Он проанализирует симптомы, определит причины нарушения и разработает план лечения. Если доктор решит, что это невротический тип заикания — логоневроз, проводить терапию будет будет детский психолог. Потому что причина заикания  — психосоматика: ребенок боиться говорить, нервничает и начинает запинаться. Если это неврозоподобное заикание, которое вызвано физиологическими нарушениями, предстоит работа с логопедом-дефектологом. Обычно терапия длится не менее года.
     
  • Создайте спокойную и поддерживающую обстановку в семье. Выслушивайте ребенка терпеливо, не торопите. Так он не будет стесняться скорости своей речи.
     
  • Не подсказывайте и не исправляйте ребенка во время разговора, чтобы он не нервничал. Поощряйте и подчеркивайте его успехи в других областях жизни: учебе, спорте. Это повысит самооценку.

Советы специалистам:

  • Используйте арт-терапию, она поможет детям с заиканием выражать свои чувства без слов: рисованием, лепкой, в музыке или танце. Например, предложите изобразить эмоции, которые они испытывают, когда их дразнят. 
     
  • Применяйте библиотерапию. Чтение поможет детям лучше понять переживания и соотнести свой опыт с персонажами. Выбирайте книги, где герои дружат, преодолевают трудности, учатся принимать себя. На обсуждении поощряйте детей высказывать свои мысли, поддерживайте открытый диалог. Давайте творческие задания: написать письмо герою, нарисовать иллюстрацию, разыграть сценку. Чаще всего используют детские сказки: братьев Гримм, Г. Х. Андерсона. Подойдут басни И. Крылова; рассказы про Незнайку Н. Носова или поэзия К. И. Чуковского. 

2. Проблемы в учебе

Детям, которые заикаются, трудно выступать у доски, отвечать на уроках. Из-за страха запнуться они предпочитают молчать. По той же причине они отказываются читать вслух, участвовать во внеклассных мероприятиях.

У детей с заиканием наблюдают высокий уровень тревожности. Из-за того, что им постоянно приходится быть в напряжении, им сложно сконцентрироваться во время урока. Поэтому они могут пропускать важную информацию, не успевать за классом.

Советы родителям:

  • Вместе с ребенком отрабатывайте техники, которые помогут ему управлять и справляться с заиканием. Например, дыхательную разминку: встаем на ноги и глубоко вдыхаем носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускаем руки и выдыхаем ртом.

    Поддерживайте ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее. Измените свою речь: постарайтесь говорить медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности. Полезно вместе петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком. Это развивает мелкую и крупную моторику ребенка, а как следствие и речевые центры.

Советы специалистам:

  • Проведите тренинг по самопрезентации. Пусть дети учатся готовить и структурировать выступления, использовать жесты и мимику, устанавливать контакт с аудиторией, отвечать на вопросы. Навыки отрабатывайте в реальных ситуациях: в ролевых играх или на выступлениях перед группой. Проследите, чтобы обстановка не вызывала у детей дискомфорт. Пусть это будет место, где они хорошо ориентируются и чувствуют себя.

    Если ребенок стесняется, разрешите ему отвечать с места или пользоваться вспомогательными шпаргалками. Другой вариант — сделать совместную презентацию. Педагог или родитель будет помогать ребенку наводящими вопросами.
     

  • Проконсультируйте учителей на тему, что делать, если ребенок заикается. Объясните им, как создать поддерживающую обстановку на уроках, чтобы ребенок с заиканием не чувствовал себя изгоем или отстающим. Например, проявлять к нему максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт. Учителю не стоит фиксировать внимание ребенка на его недостатке, говорить с ним четко, плавно, не торопясь. Но не по слогам и не нараспев — это его оскорбит. Педагогу следует сблизить ребенка с заиканием с наиболее уравновешенными детьми, которые хорошо говорят.  Подражая им, он будет учится говорить выразительно и плавно.

3. Социальная изоляция

Дети с заиканием стесняются не только во время уроков: они избегают контактов со сверстниками на переменах и вне школы. Им трудно заводить новые знакомства, посещать секции и детские праздники.

У социальной изоляции бывают серьезные последствия: чем выше уровень одиночества в детстве, тем тяжелее депрессия во взрослом возрасте. Кроме того, уход от общения снижает уверенность в себе, повышает уровень тревожности.

Советы родителям:

  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Создайте безопасную, дружелюбную среду дома или на игровой площадке. Например, делайте вечеринки с играми и развлечениями, чтобы дети весело провели время. Поощряйте ребенка заниматься в спортивных секциях, кружках, художественных студиях. Это поможет ему находить общий язык со сверстниками.

Советы специалистам:

  • Проводите групповые игры, в которых дети взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь цели: «Викторина» или «Мафия». Используйте коллективное творчество: проекты, спектакли, где каждый участник играет свою роль и взаимодействует с другими.
     
  • Привлекайте семьи детей. Проведите совместные занятия: кулинарные мастер-классы, спортивные тренировки, где смогут участвовать дети и родители. Это оставит у участников приятные воспоминания и укрепит взаимоотношения. 

4. Психологические проблемы и страхи

Хроническое заикание приводит к комплексам и фобиям:

  • Логофобия. Страх перед произношением определенных слов или перед общением в целом. Люди, страдающие от логофобии, избегают ситуаций, где им придется говорить. Они боятся, что их речь будет непонятной.
     
  • Школьная фобия. Страх перед школой, неудачами, которые связаны с учебой. У детей с такой фобией могут случаться панические атаки, болеть голова или желудок. Они часто избегают школьных обязанностей или прогуливают.
     
  • Социофобия. Страх перед социальными ситуациями и общением с другими людьми. Человек, который страдает от социофобии, избегает общественных мероприятий, встреч с друзьями, разговоров с незнакомцами. Причина —  боится внимания окружающих. 

    Кроме того, страхи, чувство неполноценности и социальная изоляция вызывают хронический стресс, а он — психосоматические заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта, обсессивно-компульсивное, тревожное расстройство.

Советы родителям:

  • Помогите ребенку выражать чувства невербально. Например, запишите его на танцевальные занятия или в художественную студию. Когда у ребенка появятся первые успехи, он почувствует себя уверенней, сверстники начнут уважать его.

Советы специалистам:

  • Используйте когнитивно-поведенческую терапию, чтобы развить у детей позитивное мышление. Она учит заменять отрицательные мысли и поведенческие установки на положительные. 
  • Работая над логофобией, начинайте с простых ситуаций общения и постепенно увеличивайте сложность. Поддерживайте ребенка и поощряйте его за каждый шаг в преодолении страха.

5. Трудности в карьере

Работодатели высоко ценят развитые гибкие навыки соискателей. В частности, коммуникабельность и умение работать в команде. Это ограничивает выбор профессий для людей, которым из-за заикания сложно общаться и выстраивать отношения.

Работодатели также обращают внимание на целеустремленность и уверенность кандидата. Если человек с детства привык избегать сложностей в речевых и неречевых ситуациях, ему трудно проявить себя уже на этапе собеседования.

Кроме того, из-за повышенной тревожности и постоянного напряжения у людей с заиканием риск выгореть выше, чем у других.

Советы родителям:

  • Развивайте у ребенка уверенность в своих силах, хвалите даже за маленькие достижения. Поощряйте его высказывать мысли и идеи, демонстрируйте, что его мнение важно.
  • Расширяйте кругозор ребенка, знакомьте с разными профессиями, их требованиями. Устраивайте простые игры, где у ребенка есть роль и ему нужно общаться. Постепенно усложняйте ситуации, в старшем возрасте можно добавить элементы собеседования.

Советы специалистам:

  • На занятиях работайте над дыханием, дикцией и артикуляцией. Обучите ребенка, как управлять заиканием: медленная и ритмичная речь, дыхательные паузы.  
  • Научите детей общаться другими способами: через письменную речь, мессенджеры, блоги и форумы. Это дополнительная помощь в ситуациях, где речь дается им с трудом.

Источник