По статистике, заиканием страдает каждый десятый ребенок дошкольного возраста. Многие родители не придают этому нарушению значения, считая, что со временем оно пройдет. Но если заикание не лечить, это помешает ребенку развиваться и социализироваться. О пяти опасных последствиях этого расстройства рассказывает эксперт АкадемСити, педагог-дефектолог Сергей Баранов.
1. Низкая самооценка
Детей, которые заикаются, часто дразнят сверстники: пародируют их речь или смеются, когда они запинаются. Это ранит ребенка, он ощущает себя неполноценным, стыдится.
Как следствие, это вызывает осложнения заикания у детей: они начинают замыкаться в себе, терять веру в свои силы, у них падает самооценка. Это мешает ребенку раскрывать таланты и способности: такие дети стесняются выступать на публике, привлекать к себе внимание. Они стремятся избежать проблем, а не достичь успеха. В подростковом возрасте недовольство собой и замкнутость рискует перерасти в депрессию.
Советы родителям:
- Есть разные способы лечения заикания. Обратитесь к логопеду. Он проанализирует симптомы, определит причины нарушения и разработает план лечения. Если доктор решит, что это невротический тип заикания — логоневроз, проводить терапию будет будет детский психолог. Потому что причина заикания — психосоматика: ребенок боиться говорить, нервничает и начинает запинаться. Если это неврозоподобное заикание, которое вызвано физиологическими нарушениями, предстоит работа с логопедом-дефектологом. Обычно терапия длится не менее года.
- Создайте спокойную и поддерживающую обстановку в семье. Выслушивайте ребенка терпеливо, не торопите. Так он не будет стесняться скорости своей речи.
- Не подсказывайте и не исправляйте ребенка во время разговора, чтобы он не нервничал. Поощряйте и подчеркивайте его успехи в других областях жизни: учебе, спорте. Это повысит самооценку.
Советы специалистам:
- Используйте арт-терапию, она поможет детям с заиканием выражать свои чувства без слов: рисованием, лепкой, в музыке или танце. Например, предложите изобразить эмоции, которые они испытывают, когда их дразнят.
- Применяйте библиотерапию. Чтение поможет детям лучше понять переживания и соотнести свой опыт с персонажами. Выбирайте книги, где герои дружат, преодолевают трудности, учатся принимать себя. На обсуждении поощряйте детей высказывать свои мысли, поддерживайте открытый диалог. Давайте творческие задания: написать письмо герою, нарисовать иллюстрацию, разыграть сценку. Чаще всего используют детские сказки: братьев Гримм, Г. Х. Андерсона. Подойдут басни И. Крылова; рассказы про Незнайку Н. Носова или поэзия К. И. Чуковского.
2. Проблемы в учебе
Детям, которые заикаются, трудно выступать у доски, отвечать на уроках. Из-за страха запнуться они предпочитают молчать. По той же причине они отказываются читать вслух, участвовать во внеклассных мероприятиях.
У детей с заиканием наблюдают высокий уровень тревожности. Из-за того, что им постоянно приходится быть в напряжении, им сложно сконцентрироваться во время урока. Поэтому они могут пропускать важную информацию, не успевать за классом.
Советы родителям:
- Вместе с ребенком отрабатывайте техники, которые помогут ему управлять и справляться с заиканием. Например, дыхательную разминку: встаем на ноги и глубоко вдыхаем носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускаем руки и выдыхаем ртом.
Поддерживайте ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее. Измените свою речь: постарайтесь говорить медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности. Полезно вместе петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком. Это развивает мелкую и крупную моторику ребенка, а как следствие и речевые центры.
Советы специалистам:
- Проведите тренинг по самопрезентации. Пусть дети учатся готовить и структурировать выступления, использовать жесты и мимику, устанавливать контакт с аудиторией, отвечать на вопросы. Навыки отрабатывайте в реальных ситуациях: в ролевых играх или на выступлениях перед группой. Проследите, чтобы обстановка не вызывала у детей дискомфорт. Пусть это будет место, где они хорошо ориентируются и чувствуют себя.
Если ребенок стесняется, разрешите ему отвечать с места или пользоваться вспомогательными шпаргалками. Другой вариант — сделать совместную презентацию. Педагог или родитель будет помогать ребенку наводящими вопросами.
- Проконсультируйте учителей на тему, что делать, если ребенок заикается. Объясните им, как создать поддерживающую обстановку на уроках, чтобы ребенок с заиканием не чувствовал себя изгоем или отстающим. Например, проявлять к нему максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт. Учителю не стоит фиксировать внимание ребенка на его недостатке, говорить с ним четко, плавно, не торопясь. Но не по слогам и не нараспев — это его оскорбит. Педагогу следует сблизить ребенка с заиканием с наиболее уравновешенными детьми, которые хорошо говорят. Подражая им, он будет учится говорить выразительно и плавно.
3. Социальная изоляция
Дети с заиканием стесняются не только во время уроков: они избегают контактов со сверстниками на переменах и вне школы. Им трудно заводить новые знакомства, посещать секции и детские праздники.
У социальной изоляции бывают серьезные последствия: чем выше уровень одиночества в детстве, тем тяжелее депрессия во взрослом возрасте. Кроме того, уход от общения снижает уверенность в себе, повышает уровень тревожности.
Советы родителям:
- Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Создайте безопасную, дружелюбную среду дома или на игровой площадке. Например, делайте вечеринки с играми и развлечениями, чтобы дети весело провели время. Поощряйте ребенка заниматься в спортивных секциях, кружках, художественных студиях. Это поможет ему находить общий язык со сверстниками.
Советы специалистам:
- Проводите групповые игры, в которых дети взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь цели: «Викторина» или «Мафия». Используйте коллективное творчество: проекты, спектакли, где каждый участник играет свою роль и взаимодействует с другими.
- Привлекайте семьи детей. Проведите совместные занятия: кулинарные мастер-классы, спортивные тренировки, где смогут участвовать дети и родители. Это оставит у участников приятные воспоминания и укрепит взаимоотношения.
4. Психологические проблемы и страхи
Хроническое заикание приводит к комплексам и фобиям:
- Логофобия. Страх перед произношением определенных слов или перед общением в целом. Люди, страдающие от логофобии, избегают ситуаций, где им придется говорить. Они боятся, что их речь будет непонятной.
- Школьная фобия. Страх перед школой, неудачами, которые связаны с учебой. У детей с такой фобией могут случаться панические атаки, болеть голова или желудок. Они часто избегают школьных обязанностей или прогуливают.
- Социофобия. Страх перед социальными ситуациями и общением с другими людьми. Человек, который страдает от социофобии, избегает общественных мероприятий, встреч с друзьями, разговоров с незнакомцами. Причина — боится внимания окружающих.
Кроме того, страхи, чувство неполноценности и социальная изоляция вызывают хронический стресс, а он — психосоматические заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта, обсессивно-компульсивное, тревожное расстройство.
Советы родителям:
- Помогите ребенку выражать чувства невербально. Например, запишите его на танцевальные занятия или в художественную студию. Когда у ребенка появятся первые успехи, он почувствует себя уверенней, сверстники начнут уважать его.
Советы специалистам:
- Используйте когнитивно-поведенческую терапию, чтобы развить у детей позитивное мышление. Она учит заменять отрицательные мысли и поведенческие установки на положительные.
- Работая над логофобией, начинайте с простых ситуаций общения и постепенно увеличивайте сложность. Поддерживайте ребенка и поощряйте его за каждый шаг в преодолении страха.
5. Трудности в карьере
Работодатели высоко ценят развитые гибкие навыки соискателей. В частности, коммуникабельность и умение работать в команде. Это ограничивает выбор профессий для людей, которым из-за заикания сложно общаться и выстраивать отношения.
Работодатели также обращают внимание на целеустремленность и уверенность кандидата. Если человек с детства привык избегать сложностей в речевых и неречевых ситуациях, ему трудно проявить себя уже на этапе собеседования.
Кроме того, из-за повышенной тревожности и постоянного напряжения у людей с заиканием риск выгореть выше, чем у других.
Советы родителям:
- Развивайте у ребенка уверенность в своих силах, хвалите даже за маленькие достижения. Поощряйте его высказывать мысли и идеи, демонстрируйте, что его мнение важно.
- Расширяйте кругозор ребенка, знакомьте с разными профессиями, их требованиями. Устраивайте простые игры, где у ребенка есть роль и ему нужно общаться. Постепенно усложняйте ситуации, в старшем возрасте можно добавить элементы собеседования.
Советы специалистам:
- На занятиях работайте над дыханием, дикцией и артикуляцией. Обучите ребенка, как управлять заиканием: медленная и ритмичная речь, дыхательные паузы.
- Научите детей общаться другими способами: через письменную речь, мессенджеры, блоги и форумы. Это дополнительная помощь в ситуациях, где речь дается им с трудом.