Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Преподаватель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин о том, как вести себя учителям, чтобы и им, и ученикам было комфортно друг с другом.
Меня нашел мой текст давностью больше 10 лет про то, что нужно детям от взрослых в школе. Перечитал. Наверное, за это время мне удалось не только понять, а еще и ощутить, почему и зачем это нужно. Публикую почти без купюр.
Что нужно детям от взрослых в школе?
Внимание
Как же, скажете вы, им мало внимания? Да в школе с детьми только и носятся. Носятся часто, соглашусь, но не совсем с детьми, а, скорее, с их должными образами.
Ребенок в школе редко чувствует деликатное внимание к себе. Зато часто видит внимание надзирающее и контролирующее. Учитель внимателен не к ребенку, а к тому, что тот делает, а также к тому, что должен делать. И внимателен чаще не деликатно, а навязчиво.
Все эти вызовы к доске, «самостоятельные» и контрольные работы, безальтернативные домашние задания, «Иванов, сиди тихо», распекания на классных часах и прочее — по сути, проявления невнимания к самому ученику.
Мало кто слушает детей, а им это нужно. И, если детей не слушают, они часто перестают слышать.
Принятие
Ученика мало выслушать — нужно показать ему, что учитель его принимает. Причем детям, по большому счету, не так уж обязательно, чтобы учитель всегда их одобрял.
Принятие — это не столько одобрение, сколько признание за другим права на существование его собственных взглядов и демонстрация этого признания — в сочетании. И если детей не принимают, отрицают их взгляды, а особенно чувства — они часто начинают не принимать, воспитывая в себе защиты и пытаясь уйти, прямо или косвенно, от тех, кто причиняет им боль неприятия.
Уважение
Оно рождается от внимания и принятия, но все же больше, чем они в сочетании.
Уважение в школе может быть деятельным, утверждающим ученика в осознании ценности его собственной личности и в том, что он тоже может влиять на события окружающей его жизни. Уважение очень зависит от того, каков взрослый, и от модели отношений, выстроенных между учителями и учениками.
Чаще всего наблюдаемая в школе модель управления учеником «сверху вниз» не способствует тому, чтобы он убеждался, что его уважают. И, соответственно, не способствует проявлениям уважения с его стороны. А уровень того, что можно назвать «служебным почтением», которое демонстрирует большинство школьников, имеет мало общего с действительным уважением, утверждающим право другого быть таким, какой он есть.
Вера
Ученику нужно, чтобы в него верили. Хотя бы на сколько-нибудь. Все эти осуждающие замечания, оставления после уроков для того, чтобы «позаниматься», высказывания в духе «ты этого не сможешь» нарушают веру детей в себя и подрывают веру в окружающее, а значит, резко снижают вероятность успеха и желание заниматься чем-то конструктивным.
Да, иногда неверие способно толкнуть к тому, чтобы «всем доказать». Но это неверие единичное, и его, скорее, можно трактовать как сомнение. Дети же склонны соответствовать ожиданиям. Даже когда эти ожидания не осознаются взрослыми.
Доверие
Детям нужно, чтобы они видели: им доверяют. Они тонко чувствуют границы, по которым люди доверяют друг другу, и не склонны требовать того, чтобы им доверяли больше, чем они того заслуживают — по собственному мнению. При этом очень ценят проявления доверия со стороны взрослых, даже когда по каким-либо причинам его не оправдывают. А что делать, когда не оправдывают? Уж точно — не винить и не наказывать.
Обвинение несовместимо с доверием, принятием и уважением, при этом низводит отношения на уровень «ты мне — я тебе», а наказание отвлекает от осознания того, что сделал, а что выдает мнимую индульгенцию. Всегда может быть еще шанс, и это уже ближе к следующему пункту.
Надежда
В какой бы ловушке ни оказался ребенок, как бы он ни обманывал ожиданий взрослых — это не повод опускать его в эту ловушку навсегда и показывать, что надежды больше нет. Ростки надежды порой очень хрупкие и превращаются во что-то уже за пределами школы. Они могут даже вообще забыться. Но я не знаю случая, когда какое-нибудь «вдруг», меняющее положение дел к лучшему, не имело в своей основе чью-то надежду.
Честность
Очень часто ученики видят, что учителя притворяются кем-то. А дети обладают свойством чувствовать суть вещей — и понимать, что им не показывают правды. Причины для неправды назначаются самые разные, только ни доверию, ни уважению это не способствует. Иногда нечестность учителя, если ее видит ребенок, может привести к глубочайшему этическому кризису. Но чаще дети видят лицемерие, и, хотя способны его распознать, обычно не идут глубже и не очень склонны помочь педагогу с ним справиться – обычно отстраняются.
Свобода
Часто говорят, что свобода в школе — это утопия, потому что дети все равно будут хотеть разного и вообще распустятся без направляющего воздействия старших. Но им вовсе не нужна свобода от тех ограничений, которые могут быть установлены.
Ученикам не нужна распущенность, они предъявляют запрос на «свободу от…» в основном в качестве защиты от деструктивных воздействий, которым подвергаются, причем необязательно в школе.
Так вот, ученикам нужна «свобода для…», в том числе — свобода устанавливать ограничения для жизни в школе самостоятельно или во взаимодействии. Они вполне в состоянии это делать. А воздействие старших может превратиться во влияние, в котором нет сравнения ценностей одних и других. Ведь именно свобода является основой для уважения.
Тепло
В тепле дети расцветают по-настоящему, становятся способны к учению и реализации себя. И это тепло может не становиться удушающей жарой теплицы, в которой растениям разрешено расти только так, как полагается садовнику и которая в итоге выращивает плоды, из которых нельзя извлечь уроков. Именно воодушевляющее тепло учителя, в основе которого лежит доброта, превращает все изложенное не в «инструкцию по выполнению», а в личный выбор каждого взрослого, общающегося с ребенком.
А где же интересные уроки, возможно, спросите вы? Где учителя, увлекающие за собой детей и всячески их зажигающие? Где удобство и комфорт в обучении? Где профессионализм педагогов? Где воспитательные влияния старших? И где, в конце концов, пресловутая любовь к детям?
Отвечу на все вопросы сразу: а вон там, наверху.
Перечисленное — это следствия, а не причины. И пунктам выше тоже есть свои причины, в основе которых — путь взрослых к самим себе, готовность принимать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.
Ведь несчастные воспитывают несчастных, а счастливые — счастливых. Несвободные — склонных к подчинению, а свободные — ищущих свободы. И так далее. Люди воспитывают людей по образу и подобию своего отношения к окружающему.
Я верю, что выбор учителя может быть связан с тем, чтобы дать детям то, что им действительно нужно, а себе — то, что по-настоящему нужно себе. Учитывая, что вещи эти очень тесно взаимосвязанные.