Как правильно помогать детям с домашней работой
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

С самого начала учебы родители младшеклассников берут выполнение «домашки» под личный контроль. Как не превратить учение в мучение для всей семьи? Какие сервисы помогут разобраться с заданиями быстро и качественно? Рассказывает методист-эксперт отдела методической поддержки педагогов ГК «Просвещение» Оксана Зубаирова.

Что думают родители о домашней работе

Как правило, детям начинают задавать домашние задания уже в первом классе, хотя официально это делать не обязательно. Педагоги идут на такой шаг по просьбе родителей, которые считают, что без домашней работы нет полноценного обучения. 

По данным исследования (*pdf), которое провел Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 88 процентов родителей сообщили, что задания на дом их дети получают с самого начала обучения, а 86,6 процента ответили, что и сами считают их обязательными. Кроме того, такого же мнения придерживаются и 96,1 процента учителей. 

При этом выяснилось, что больше половины детей (50,2 процента) не всегда могут делать домашнюю работу самостоятельно, а еще с 17,8 процента постоянно надо сидеть рядом. Лишь только треть (32 процента) младшеклассников способны выполнить задание без помощи взрослых. При этом почти половина родителей не всегда могут помочь в выполнении заданий (45,5 процента опрошенных). 

Получается, что для примерно половины родителей домашняя работа их детей становится дополнительной проблемой.

Главные сложности с домашними заданиями

«Слишком много задают». 

Иногда педагог чрезмерно дисциплинирован и пытается пройти с учениками каждый урок «от корки до корки». Если на уроке успели выполнить только два-три упражнения, а в разделе их десять, такой учитель даст все остальные на дом. Такой подход неверен и, скорее всего, даже не предполагается авторами учебника. Как правило, у педагога всегда есть выбор, что пройти в классе, а что — изучить дома. 

«Как решить — знаю, как объяснить — не знаю». 

В абсолютном большинстве случаев у родителей хватает знаний, чтобы выполнить задания самим, но когда дело доходит до объяснений ребенку, взрослые оказываются в тупике. С одной стороны, им не хочется давать прямых подсказок и тем более готовых ответов. С другой стороны, у них нет методической базы и умений, чтобы правильно и нужным языком объяснить материал. 

«Мам, ты объясняешь неправильно». 

Проблема напрямую связана с предыдущей. Для ребенка, особенно в начальной школе, именно учитель — авторитет, который объясняет все «так, как надо». Часто в глазах детей родители проигрывают педагогам в школьных вопросах. Если материал сложный, ученик ждет объяснений, как в школе, а мама и папа с ними справиться не могут. 

«Не могу заставить заниматься — дочери/сыну неинтересно». 

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда учитель или репетитор могут заинтересовать их ребенка и их он слушает. Однако, когда роль педагога берут на себя мама или папа, у детей сразу появляется множество неотложных дел — хочется есть, пить или просто смотреть в окно. 

Как решить проблему 

Создать максимально знакомую для младшеклассника атмосферу урока и заинтересовать его помогут цифровые сервисы. Например, «Начинайзер». Это ресурс методической поддержки для родителей и учеников с первого по четвертый класс. Его разработчики постарались решить несколько задач: 

  • помочь родителям доступно объяснять ребенку домашнее задание или тему по русскому языку и математике. Сервис адаптирован под УМК «Школа России»: если дети учатся по другим программам, то использовать его полноценно родители не смогут;
  • объяснить материал, «как в школе»;
  • мотивировать качественно и полностью выполнять домашние задания;
  • подготовить к Всероссийским проверочным работам (ВПР).

Пока методическая помощь разработана только для первого класса, но контент постоянно расширяется.

У сервиса есть несколько особенностей, которые существенно упростят взрослым подготовку домашнего задания с детьми. 

Соответствие содержанию учебника. 

Темы структурированы по той же логике, что и в учебном пособии, и можно сразу сориентироваться и найти нужную. 

Видеосюжеты с историей. 

Каждую тему предваряет короткое видео с интересным и познавательным сюжетом, которое вводит школьника в тему и помогает вспомнить материал. Это особенно важно, ведь в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому для полного понимания нужно задействовать их зрительное восприятие.

Методические подсказки для родителей. 

Взрослые могут воспользоваться теми примерами, которые даны в сервисе, и по аналогии объяснить материал ребенку. 

Как правильно помогать детям с домашней работой

Мини-тренинг. 


Источник