5-6 апреля в Нижнем Новгороде прошел первый неформальный форум сообщества «Вклад Учителя» — «Педагогические каникулы». Неформальный, потому что организовали и провели его сами педагоги, без принуждения «сверху». Два дня учителя из частных и государственных школ общались, делились друг с другом опытом и набирались вдохновения перед новой четвертью. Рассказываем о том, как это было, вместе с участниками и организаторами.
Как возник форум
Идея «Педагогических каникул» появилась у организаторов, когда они задумались, как собрать вместе всех участников сообщества «Вклад Учителя». Конкурс, вокруг которого сплотились преподаватели частных школ, проходит онлайн, и с февраля по май участники общаются в чатах и на вебинарах. Встретиться лично получается только на финале и церемонии награждения. Но это всего лишь два дня, в которые конкурсанты готовятся к последним испытаниям, жюри — к оцениванию, а организаторы следят за тем, чтобы все было в порядке. Времени на общение и обмен опытом у финалистов не остается, а остальные участники не всегда приезжают на церемонию.
Те учителя, которые все-таки успели познакомиться, продолжают дружить и встречаться на образовательных мероприятиях в разных городах России. Но большинство педагогов, которые не успели «развиртуализироваться» и узнать друг друга поближе, не находят повода увидеться со своими коллегами.
Чтобы это исправить, кураторы сообщества и придумали «Педагогические каникулы» — конференцию, которая стала местом дружеских встреч и непринужденного общения.
Участники и организаторы «Педагогических каникул»
В чем его уникальность
В отличие от многих мероприятий для учителей «Педагогические каникулы» возникли из запроса самих преподавателей и сделаны их силами. Кураторы помогали с организацией, площадкой, а программу форума придумывали участники сообщества: Полина Молоток, Директор семейной школы детского поселка Орион и Юлия Захаркина, заместитель директора по воспитательной работе в школе «Феникс». За два дня 22 лектора представили свои темы коллегам. Среди них были критериальное оценивание, рефлексия, гуманная педагогика — темы, которые сочли интересными сами педагоги. Кроме того, учителя провели друг для друга практические мастер-классы, игры и дискуссии.
Местом встречи педагогов стала АНОО «Школа 800» в Нижнем Новгороде. От брендинга и оформления площадки организаторы отказались — всю работу сосредоточили над содержанием форума «без галстуков». И участникам это было по душе — 60 гостей из разных регионов, приехали не чтобы получить сертификат или «отметиться», а учиться друг у друга.
Дмитрий Кузьмин, директор по развитию конкурса «Вклад Учителя»:
«Организм сопротивлялся маркетинговой упаковке. Сформулировать миссию и ценности? Но не мы хотели этой встречи, а участники сообщества, навстречу которым мы сделали шаг. Разработать логотип и фирменный стиль? Но мы ничего не продавали и никого не призывали к участию. Брендировать площадку форума? Но кого удивлять эстетикой, если участники, прошедшие через конкурсные испытания, хотели непринужденно общаться и делиться опытом».
Еще одна особенность форума — в нем принимали участие учителя и частных, и бюджетных школ. Это было задумано, чтобы привнести в государственную систему образования те плюсы, которые есть в частных учебных учреждениях.
Участники «Педагогических каникул» на одном из мастер-классов
Что думают о форуме учителя
Юлия Захаркина, заместитель директора по воспитательной работе в школе «Феникс» (Москва):
«Изначально мы задумали форум как неформальную встречу друзей. А уже в процессе подготовки он обрёл черты конференции, потому что заявилось много желающих выступить с докладами.Особенно мне запомнились мастер-классы, которые проводили участники и общие активности — объединяющая игра в начале и рефлексия в конце первого дня.
Всё-таки очень много значит то, что мы очень любим свое дело и включены в него всей душой и сердцем — ко всему подходили неравнодушно и с огромным удовольствием. Мы стремились сделать так, чтобы всё прошло классно, но непринужденно. Участники уже планируют и ждут следующего форума, поэтому скоро мы снова начнём готовиться».
Юлия Захаркина с коллегами
Максим Трошин, учитель математики в «Хорошколе» (Москва):
«Самая большая ценность форума — это люди, которые оказались очень яркими личностями. Каждый из них имел уникальный багаж знаний и интересный опыт. Поэтому и были освещены такие различные темы: нескучные уроки, диафильмы, критериальное оценивание, проектная деятельность, медийность учителя, китайская живопись, искусственный интеллект, организация стажировок.
Что бы я ответил, если бы мне предложили еще раз принять участие в данном форуме? Естественно, ДА!».
Максим Трошин и Наталия Косых с коллегами
Наталия Косых, Заместитель директора по оценке качества образования в школе «Феникс» (Москва):
«Успели «снять фильм» про педагогов и пройтись по красной дорожке, обсудить тьюторство, медийность учителя, гуманную педагогику, критериальное оценивание, опросник Марселя Пруста, образовательное пространство, помощь искусственного интеллекта и парадоксы в искусстве, вывести формулу успеха проектной деятельности для формирования школьного сообщества, поговорить об организации педагогических стажировок и важности рефлексии на уроках и не только…
Сколько радостных встреч, обнимашек, воспоминаний, важных разговоров и педагогических шуток можно было вместить только благодаря минимализации времени для сна».