Переход в первый класс дается многим малышам непросто. Все новое: роль, обязанности, одноклассники, учитель. Адаптироваться к непривычным условиям и задачам получится быстрее, если у ребенка высокий уровень эмоционального интеллекта. Как его развивать у дошкольников, рассказала эксперт АкадемСити, педагог Ольга Бологова.
Что такое эмоциональный интеллект и зачем его развивать
Эмоциональный интеллект — это способность понимать и принимать свои и чужие эмоции, намерения и желания. Эмоциональный интеллект бывает высоким и низким. Его уровень отражается на реакциях и поведении.
Человек с низким эмоциональным интеллектом не будет просить помощи, когда он устал и ничего не успевает. Он накричит или будет жаловаться, что ему приходится тащить все на себе. Если в помощи отказали, отреагирует агрессивно или обидится.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом сначала соотнесет свой ресурс с количеством задач и оценит свои возможности. Если нужно, спокойно попросит помочь. Отказ воспримет с пониманием и не будет из-за него разрывать отношения.
Чтобы развить этот тип интеллекта, ребенку важно научиться распознавать эмоции. Ведь каждая эмоция выполняет свою функцию и дает информацию окружающим:
- Радость нужна, чтобы поделиться хорошим настроением с другими.
- Страх помогает различать опасность и безопасность, защищает от необдуманных действий.
- Гнев сигнализирует о нарушении личных границ.
- Грусть и печаль позволяют сделать паузу и задуматься, что поменять в жизни, чтобы стало лучше.
Ольга Бологова:
Плохих эмоций не существует. Есть социально неприемлемые способы их выражать. Например, оскорблять, бить других, портить их вещи.
Ребенку с развитым эмоциональным интеллектом проще освоиться в школе, потому что:
- он умеет быстро адаптироваться в новой ситуации и находить контакт с людьми;
- он понимает, как контролировать эмоции и выражать их так, чтобы не навредить другим;
- он умеет анализировать поведение окружающих.
При низком эмоциональном интеллекте ребенок:
- не понимает чужие эмоции;
- не контролирует эмоции и не понимает, к чему приведет несдержанность;
- не способен объяснить свои чувства и попросить поддержки;
- не идет на компромисс.
Высокий эмоциональный интеллект позволит первокласснику быстро наладить крепкие связи. Он не обидится, если кто-то не захочет с ним дружить, а будет общаться с теми, кому это интересно. Ребенок с низким эмоциональным интеллектом после отказа продолжит навязывать свою дружбу или, наоборот, замкнется в себе.
Как развивать эмоциональный интеллект ребенка
Называйте эмоции и помогайте решать конфликты мирно. Например, у малыша отобрали игрушку, он заплакал и закричал. Сначала спросите: «Что ты сейчас чувствуешь?» Если ему сложно ответить, подскажите: «Ты сейчас злишься? Тебе грустно, обидно? Что тебе хочется сейчас сделать?» Если хочет ударить, напомните, что бить нельзя, лучше попросить вернуть вещь.
Ольга Бологова:
Прежде чем проработать эмоции, их нужно определить. Но бывает, что ребенку плохо, он закрыт и не делится переживаниями. Тогда помогите ему рефлексировать: «Тебе сейчас обидно, потому что ребята не захотели играть с тобой…»
Обсуждайте увиденное и прочитанное. Анализируйте поступки персонажей: кто добрый, а кто злой; кто честный, а кто лгун; кто поступил правильно, а кто –– плохо.
Ольга Бологова:
Многим родителям нравится обсуждать с малышами мультфильм про Лунтика. Он подходит для анализа эмоций и поступков. Там есть отрицательные и положительные герои, ситуации, в которые они попадают, показывают их с хорошей и плохой стороны. В конце всегда есть вывод, как правильно поступить и почему.
Говорите о своих недостатках. Когда критикуете ребенка за плохой поступок, расскажите, как однажды и вы поступили неправильно. Иначе у него сложится впечатление, что все вокруг идеальные, кроме него. Покажите, что все несовершенны и что ошибаться –– это нормально, от этого человек не становится плохим.
Интересуйтесь чувствами ребенка, давайте ему возможность выговориться. Спрашивайте обо всем: о спектаклях, поездках, прочитанных книгах, об утренниках, прогулках в саду и т. д. Уточняйте, понравился ли ребенку прожитый опыт и почему.
Ольга Бологова:
Распространенная ошибка взрослых — отрицать чувства. Например, ребенок плачет после укола, а его успокаивают так: «Прекрати! Это не больно, не выдумывай!» Или он отказывается что-то есть, потому что ему не нравится, а его заставляют и убеждают, что это вкусно. В обоих случаях взрослые не прислушиваются к ребенку. В перспективе он перестанет делиться настоящими чувствами и приучит себя говорить и делать то, что от него хотят.
Обнимайте и жалейте малыша. У дошкольников маленький опыт проработки эмоций, поэтому им особенно важна поддержка. Если они чувствуют, что в сложный момент с ними рядом есть взрослый, прожить чувства гораздо легче.
Игры для развития эмоционального интеллекта
«Эмоциональные смайлики»
Сделайте смайлики из картона или бумаги:
- зеленый –– радость;
- желтый –– спокойствие;
- красный –– грусть или злость.
Используйте смайлики в группе для рефлексии. Воспитатель показывает пример: «Я беру зеленый смайлик, потому что у меня отличное настроение, ведь я рад (а) быть рядом с вами». Дальше по очереди о своих эмоциях рассказывают дети и выбирают подходящий смайлик, а педагог помогает. Эта игра учит понимать и определять эмоции.
«Определи эмоцию»
Это почти игра «Крокодил», только дети показывают мимикой и жестами не предмет или животное, а какую-то эмоцию. Остальные ее угадывают. Это развивает умение определять чужие эмоции и проявлять свои.
Театр
Подойдет любой вид, но кукольный, пальчиковый и перчаточный театр нравится малышам больше всего. Это обогащает личный эмоциональный опыт, дает возможность ненадолго поставить себя на место другого и прожить его историю.
Ольга Бологова:
Напишите свою сказку и поставьте ее с детьми. Например о том, как Золушка спасла Колобка, и они вместе отправились искать принца.
«Борьба со страхом»
Дети говорят, кого или что они боятся, а взрослый придумывает, как этот страх высмеять. Например, можно раскрасить привидение, чтобы оно стало смешным. Или нарядить игрушку волка в платье, банты и туфли. Так у малышей получится самостоятельно влиять на свои эмоции, преодолевать страхи.
«Убеди меня»
Эта игра учит отстаивать мнение и принимать критику. Например, ребенок говорит, что ему понравилась книга, а вы –– что она неинтересная. Он должен вас переубеждать приводить аргументы в пользу своей позиции.
Ольга Бологова:
Может случиться так, что малыш просто заплачет, если что-то, что ему нравится, назовут скучным. Тогда скажите ему: «Извини, я не хотел (а) тебя обидеть. Может быть, я ошибаюсь. Переубеди меня». Пусть он приведет доказательства, которые считает нужными, а вы подтвердите его правоту.
«Пирамида любви»
Первым кладет руку на стол взрослый и произносит, например: «Я люблю своих детей». Сверху по очереди кладут руки дети и говорят, что или кого любят они. Это быстрая игра, которая помогает понять других и увидеть, что все –– разные, и это нормально.
Как помочь детям справляться с негативными эмоциями
Научите выплескивать эмоции при помощи спорта
Любые виды спорта –– бассейн, подвижные игры, гимнастика –– помогают избавиться от стресса. Во время физической активности вырабатываются эндорфины. Эти гормоны улучшают настроение, помогают снизить стресс и стабилизировать эмоциональное состояние.
Читайте также: 5 подвижных игр, которые отвлекут детей от гаджетов
Попробуйте помогать другим
Уход за животными, помощь пожилым, сортировка мусора –– любые добрые дела избавляют от негатива. Если ребенок маленький, он может участвовать вместе с родителями и выполнять работу по силам, например, вместе с ними сходить за продуктами для нуждающихся.
Добавьте позитивные эмоции
Театры, прогулки на природе, рукоделие –– подойдет все, что нравится ребенку.
Терапевтические игры
Они помогут безопасно избавиться от гнева и злости.
- «Тучки»
Делаем черные тучки или кляксы из бумаги. В момент стресса ребенок берет одну и описывает ситуацию, которая выбила его из равновесия. Одна тучка –– одна ситуация. Затем он выбрасывает их и таким образом отпускает неприятные чувства.
- «Стаканчик для крика»
Ребенок выкрикивает все, что у него накопилось, в бумажный или пластиковый стаканчик. Важное правило: он может это делать столько, сколько ему хочется, но как только убрал стаканчик –– выплеск эмоций прекращается и он говорит с окружающими спокойно.
- «Рубка дров»
Настоящие дрова и топор не потребуются –– достаточно воображаемых. Главное –– делать правильные движения. Ребенок представляет, что перед ним стоит полено, и изо всех сил замахивается руками на него, будто разрубает. Можно еще на выдохе добавлять звук: «Ха!» Пусть продолжает делать, пока не полегчает.