Преподаватели-блогеры рассказывают о своих блогах, продвижении, цензуре и популярности в Сети
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Преподаватели, которые ведут соцсети с тысячами подписчиков, советуют коллегам, с чего начать и как преуспеть в непростом деле блогера.

Игры и нескучное учительство

Александра Юркина — учитель истории в ЧОУ «Лидер» (г. Санкт-Петербург) — ведет Инстаграм для учителей, делится игровыми и интерактивными методиками, проводит онлайн-курсы по ведению блога для преподавателей.

«Я рассказываю в Инстаграме об интерактивных методах и играх в обучении. Большая часть моей аудитории — историки и обществоведы, но в целом на меня подписаны очень разные учителя: преподаватели по любым предметам начальной школы, а также биологи, химики, математики. В основном это молодые специалисты до 35». 

О том, как продвинуть блог

В Инстаграме невозможно привлечь аудиторию одним способом — это всегда совокупность разных методов. Чтобы продвинуть свой блог, я брала рекламу у других блогеров, которых сама читаю, полагая, что, раз это мне нравится, значит, на них подписаны люди, которые похожи на меня. 

Помимо рекламы у блогеров, я использовала различные формы, подразумевающие обмен аудиторией. Например, выход в совместные прямые эфиры, упоминание в сторис.

Еще один работающий способ — давать содержательные, вдумчивые комментарии, раскрывающие твою экспертность под постами в блогах с близкой тематикой. Если они написаны действительно хорошо, интересно и остроумно, за счет этого тоже могут прийти подписчики. Так у меня появилась своя небольшая аудитория.

В сторис подписчики часто отмечают меня, когда пробуют на своих уроках игры, которые узнали из моих материалов, — после этого, как правило, приходит еще больше новых людей. Если я публикую пост, в котором описываю какую-то методику или технологию, объясняю, как ее применять, он всегда набирает наибольшее количество сохранений, лайков, репостов и комментариев. Людям нравится читать информацию, которая несет конкретную практическую пользу, которую можно взять и сразу применить.

Для привлечения новой аудитории в Инстаграм сейчас очень хорошо работает инструмент Reels. Когда я снимаю один хороший ролик, ко мне может прийти 20-30 человек. 

 

О цензуре

Когда я только начинала вести блог, у меня было немного другое позиционирование. Я вела его как эксперт по подготовке к ЕГЭ, и моей основной аудиторией были подростки. У меня была мощная внутренняя цензура. То, что я не могу выложить фото с бокалом вина, — казалось естественным и не обсуждалось. 

Помимо этого, у меня были и другие требования к себе: я не разрешала показывать в Инстаграме, что у меня может быть грустное настроение или плохое самочувствие. Я старалась быть идеальной учительницей. 

Со временем я немного сменила тему блога, и сейчас на меня подписаны в основном взрослые люди, детей практически нет. Я поняла, что людям приятнее осознавать, что человек, на которого они подписаны, — тоже живой. Он может ходить без косметики, у него может быть не самый идеальный порядок дома.

Должны ли быть именно у учителя табуированные темы — мне кажется, каждый определяет для себя сам.

О признании

Иногда я снимаю на уроках сторис, чтобы проиллюстрировать игры. Ученики воспринимают это на ура и просят отмечать их аккаунты. 

Коллеги из школы, где я работаю, делятся на тех, кто никак не реагирует и не комментирует мой блог, — может, потому что даже не знают о нем — и тех, кто реагирует положительно, даже участвуют в моих семинарах и тренингах, посвященных играм.

Учитель с 600к в ТикТоке

Анастасия Гончарова — учитель в школе № 1 г. Луганска. Ведет блог о повседневной жизни педагога, делится методиками и видеоуроками с учителями, детьми и родителями. У Анастасии более 600 тысяч подписчиков в ТикТоке и 12 тысяч — в Инстаграме.

«Люди сопереживают герою, когда видят, что у него точно такие же проблемы. Больший отклик получают темы, которые волнуют не только меня, а всех — учителей, родителей, учеников. Люди вовлекаются тогда, когда это не только моя боль, но и их. Подписчиков, наверное, привлекает тот факт, что я учитель и я сижу в ТикТоке. И, безусловно, правда, которую я транслирую».

О секрете успеха

Я до сих пор не поняла секрет популярности моего ТикТока. Как-то само все получается. Уже знаю многие фишки: нужно провести анализ аудитории, проследить, в какое время видео набирают больше просмотров, чтобы стараться их тогда выкладывать. 

Нужно чаще проводить прямые эфиры — это увеличивает активность пользователей и приносит новых подписчиков. 

В день лучше всего выкладывать от четырех видео, тогда будет хороший прирост. Но на практике я это не всегда применяю, потому что некогда. 

Об интуиции

Темы для ТикТока никак не сортирую, не отсеиваю, все беру из своей школьной жизни и жизни коллег, учеников. 

Соответственно, контент-плана у меня тоже нет, ни разу не пробовала его составлять. Визуал веду тоже, как чувствую, хотя и знаю много правил ленты и ведения сторис. 

Страницу веду сама, никто не помогает, хотя учителю менеджер очень нужен. Но на это нет пока что ни желания, ни средств.

Меня, наверное, и смотрят потому, что я не подстраиваюсь под шаблоны. В основном все в блоге делаю интуитивно. Может, это не очень хорошо по правилам Инстаграма, но главное — что хорошо мне.

О запретных темах

Каждый учитель решает сам, что он хочет выкладывать. И точно так же — с запретными темами. Для каждого есть свои «можно» и «нельзя», которые сидят в нем самом. 

Я вообще не люблю словосочетание «учитель должен» вне работы, потому что все, что он должен, прописано в определенных документах. 

Единственное, что я считаю неправильным, — это называть имена и фамилии детей, родителей, коллег, о которых учитель хочет рассказать с целью разбора педагогической ситуации.

Путешествующий учитель

Алена Игнатьева — учитель начальных классов в гимназии № 524 Санкт-Петербурга. Ведет блог о работе, повседневной жизни и путешествиях, иногда проводит конкурсы в Инстаграме для своих учеников и делится полезными учебными материалами.

«Я просто пишу о том, что мне интересно, и это не только школа. Люблю рассказывать о необычных местах родного Санкт-Петербурга, о концертах и выставках, которые посещаю, о поездках в другие города и страны (хотя последнее вот уже два года неактуально)». 

О цели 

Когда я начинала вести блог, планировала писать только о школе. Постепенно стала включать более личные темы. В основном моя аудитория — мамы школьников. Есть ученики (все-таки 16 лет стажа за плечами!), коллеги. 

Полезная информация из моего блога, которая имеет отношение к обучению, чаще идет в закладки. А вот лайков больше собирают личные посты. Хорошо заходят викторины в сторис, за победу в которых я дарю книги и развивающие игры.

Некоторые считают, что с моей страницей можно пройти аттестацию. Жаль, что аттестационная комиссия не так прогрессивна…

О ведении блога

Контент-план не составляю — просто стараюсь придерживаться своего оформления в ленте. Но к этому я пришла не так давно — до этого был хаос. 

Помощников у меня нет и не думаю, что появятся. Мне самой пока интересно.

Чтобы развивать блог, стоит больше смотреть на коллег, читать статьи и книги про продвижение в Инстаграме. Курсы СММ не рекомендую — это очень затратно. Вполне достаточно посмотреть несколько бесплатных вебинаров. И, конечно, больше искренности и честности, не увлекаться фотошопом, фильтрами и масками.

О запретах

Запретные темы, конечно, есть. Я считаю, что у учителя не должно быть нецензурной лексики и неприличных фотографий. Это не про фото в купальнике, а скорее, о пропаганде нездорового образа жизни. 

Ошибок я тоже стараюсь не допускать, хотя все бывает, особенно в спешке в сторис.

Время не стоит на месте, и быть учителем-блогером сейчас так же нормально, как проводить классные часы. Если желание поведать миру о профессии и предмете сильно и неуемно, не стоит бояться вести социальные сети для тысяч глаз, ведь всегда можно воспользоваться опытом коллег, которые уже преуспели в блогерстве.


Источник