Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Школьный багаж знаний — объемный и многоплановый. Что из него пригодится в будущем? Чему обязательно стоит научить детей? Об этом рассказывают вчерашние школьники, выпускники Павловской гимназии разных лет.
Мы задали ребятам пять вопросов:
- Расскажите, что из опыта школьных лет вам пригождается больше всего в студенческой/профессиональной жизни?
- Какие специальные знания из школьной программы вам пригодились за последний год?
- Назовите три полезных жизненных навыка, которые вы переняли у своих учителей.
- Чему самому важному стоит научить детей, которые в этом году пойдут в первый класс? А что, на ваш взгляд, необязательно?
- Какое самое сильное впечатление связано у вас со школьной жизнью? Скучаете ли вы по гимназии?
Александра Беляк: «Школа научила меня не бояться неудач»
Год выпуска — 2016. Окончила бакалавриат биотехнологического факультета МГУ и магистратуру факультета космических исследований МГУ по направлению «Космические медико-биологические исследования». Сейчас работает в ГНЦ РФ — ИМБП РАН «Лаборатория культивирования растений в системах жизнеобеспечения в автономных обитаемых сооружениях».
1. В школе мы научились учиться. Вместе с преподавателем определяли источники знаний, изучали литературу, а затем обсуждали творческий проект. Привитая в школьной жизни дисциплина позволяет мне сегодня ставить цели и добиваться результата.
В учебном процессе Павловской гимназии много творчества, которое начинается на уроках МХК и продолжается на таких серьезных предметах, как биология, химия, физика. Через творческий подход учишься самостоятельно думать, размышлять на стыке дисциплин, выходить за рамки, а на защитах проектов, выступлениях пробуешь в безопасных условиях высказывать и отстаивать свои мысли. Эти умения очень высоко ценятся в профессиональной и студенческой жизни, потому что мало кто готов думать и нести за это ответственность.
2. Почти вся школьная программа в той или иной мере пригодилась в студенчестве. В этом году в лаборатории мне неожиданно помогло знание информатики: базовые основы программирования существенно облегчают решение многих рутинных задач. Ну и английский язык, конечно. Почти вся профессиональная литература выходит на английском.
3. Главное, что я вынесла для себя из общения с учителями, — умение не бояться неудач. Позволять себе делать ошибки.
В условиях конкуренции хочется быть лучше всех, идеальным. Испытывая это желание, многие боятся действовать, опасаясь сесть в лужу. А ведь успеха добиваются те, кто готов пробовать, даже несмотря на неудачные попытки.
Этот навык дает существенное преимущество в любых начинаниях, а также располагает к себе людей. Еще у наших педагогов я научилась жизнерадостности и искренней любви к своей работе. Благодаря этому мне удалось найти дело, которым я с удовольствием занимаюсь. Возможности приходят к позитивным людям, поэтому я считаю крайне важным развитие такого образа мысли.
4. Нужно научить детей получать удовольствие от процесса, а не от финального результата. Дети взрослеют в парадигме того, что их постоянно оценивают и сравнивают с другими. Это может вызвать нездоровый соревновательный эффект — желание угодить учителю и получить как можно больше внешнего одобрения. И мало внимания уделяется тому, чтобы ребенок учился слышать себя, понимать, чего ему на самом деле хочется и какой он человек. И вовсе не обязательно говорить детям, что они будущие великие представители рода человеческого. От завышенных ожиданий только лишний стресс и недовольство собой.
5. Мое самое сильное школьное впечатление связано с первой любовью: мой супруг тоже учился в гимназии. На самом деле я не очень скучаю по школьным годам, потому что все самое лучшее, что мне дала школьная жизнь, до сих пор со мной: мой муж, друзья, учителя, которых я вижу, приезжая в гости в гимназию. А знания и навыки, полученные в школьные годы, ведут меня по жизни, каждый день которой я проживаю с жадностью и интересом: что же будет дальше?