Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Заинтересовать школьников на уроке не всегда бывает легко. А иногда и учитель настолько вымотан, что сам теряет интерес к работе. В этой статье Елизавета Лобанова, методист-геймдизайнер IKRA Group, собрала несколько быстрых, небанальных и несложных техник для решения проблем, с которыми часто сталкиваются школьные учителя.
ПРОБЛЕМА 1. Низкий уровень мотивации и вовлечённости учеников
Одна часть класса задумчиво смотрит в окно, другая уткнулась в телефоны, а третья что-то оживлённо обсуждает между собой. И лишь несколько пар глаз устремлены на доску и проявляют хоть какой-то интерес к предмету. Знакомо?
Причина «витания в облаках», как правило, в том, что у детей нет мотивации и вовлеченность в урок низкая. И это две разные вещи. Мотивация — внутренний процесс, а вовлечённость — его внешнее проявление. Поэтому начинать работу стоит с первого, чтобы школьника интересовало само обучение, а не только в его результаты.
Решение: латеральное мышление и метод замены
Латеральное мышление — умение посмотреть на проблему с неочевидного ракурса, преодолеть границы, которые задают стереотипы и привычные способы думать.
На его принципах основан метод замены. Заменяем проблему на более-менее похожую, находим для нее решение, а после — возвращаемся к изначальной задаче и пробуем применить находку к ней.
В школе это может выглядеть так:
- Концентрируемся на задаче. Формулируем ее максимально конкретно, одной фразой.
«Повысить уровень мотивации школьников» — слишком общо. «Повысить уровень мотивации десятиклассников к математике» — то, что надо.
- Применяем «замену»: меняем одно или несколько слов в только что сформулированной задаче.
Например, вместо «повысить уровень мотивации десятиклассников к математике» — «повысить уровень мотивации десятиклассников к занятию спортом».
- Ищем связь между «провокационной» идеей и реальностью.
Например, «Урок-эстафета с решением задачек на скорость» или «Математический триатлон между параллельными классами».
ПРОБЛЕМА 2. Профессиональное выгорание педагога
Большинство учителей, независимо от стажа, рано или поздно сталкивается с профессиональным выгоранием. Это ощутимо влияет на качество жизни и работы. Конечно, проблема выгорания требует комплексного решения, в том числе с помощью психолога. Но есть и простые способы частично снять напряжение и взглянуть на проблему под новым углом.
Решение: ТРИЗ и «идеальный конечный результат»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это набор методов для решения задач и усовершенствования систем. Она позволяет найти решение в максимально обширном поле поиска: не только в «своей» отрасли, но и в любых других, сколь угодно далеких от изначальной.
В методологии ТРИЗ есть специальный инструмент, который помогает правильно сконцентрироваться на проблеме: он называется «идеальный конечный результат» (ИКР). Это не цель, а вектор развития. ИКР — это когда системы не существует, но ее ключевая функция все равно выполняется.
Попробуем сформулировать ИКР учителя:
- Определяем главное предназначение системы.
Главная функция учителя — обучать. - Представим, что для выполнения этой функции не нужно тратить никаких ресурсов.
Перечисляем, что это за ресурсы: силы на объяснение и проверку материала, время на заполнение бумаг, эмоции на решение конфликтов. - Объединяем первые два пункта и получаем формулировку ИКР.
Учитель обучает школьников и при этом не тратит силы на объяснение материала, время на заполнение бумаг и эмоции на участие в конфликтах.
Такой ИКР кажется невозможным. Но потому он и помогает вырваться за границы привычного мышления и решить главную задачу, не отвлекаясь на компромиссы. Например:
- Организовать peer2peer уроки, когда школьники наравне с учителем выступают в позиции экспертов.
- Научиться контролировать свое (учительское) расписание. Например, пользоваться таск-трекерами, которые помогают управлять временем и задачами. Их выбор очень широк: Trello, Todolist, электронный календарь и т. д.
- Выбрать конкретные дни и временные слоты для общения с родителями учеников.
Измените фокусировку, чтобы прийти к новым идеям. Пробуйте и экспериментируйте!
Подробнее изучить эти и другие приемы можно на курсе по креативным методикам в образовании от школы IKRA. По ним уже работают многие педагоги частных и государственных школ, а также образовательных онлайн-платформ. Вместе с ИКРОЙ у вас получится посмотреть на проблему под непривычным углом и найти нестандартное решение, которое упростит жизнь и облегчит работу.
ПРОБЛЕМА 3. Оторванность уроков от практики
Сколько раз мы слышали от учеников: «Зачем мне эта география? Я же стану программистом». Или: «Что я буду делать на журфаке с вашими логарифмами и интегралами?».
Оторванность школьной программы от реальной жизни подтверждают и сами учителя. Согласно исследованию, лишь 12 процентов преподавателей верит, что школа готовит детей к жизни в современном обществе и соответствует запросам времени.
Решение: CRAFT и «ролевое моделирование»
CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) — это методика, которая помогает превращать абстрактные идеи в конкретные и полезные продукты и доносить информацию так, что все ее поймут и примут одинаково.
В основе СRAFT лежит понятие фрейма. Фрейм — это некая типовая ситуация, которая сразу всплывает в голове, когда мы слышим какое-то понятие.
Например, школьный урок — это фрейм. Он состоит из контекста, ролей и формы отношений между ними:
- Когда мы слышим словосочетание «школьный урок», мы сразу представляем себе класс, доску, мел, указку — все это контекст.
- Педагог и учащиеся — это роли.
- Преподаватель объясняет материал, а школьники слушают и записывают — это форма отношений между ролями.
Принцип работы CRAFT — сочетать два фрейма, чтобы получилась новая идея. Например, берем фрейм школьного урока и фрейм зомби-апокалипсиса. Соединяем их и получаем программу по географии, где школьники изучают предмет с точки зрения выживания на разных континентах. Кстати, это реальный пример из практики педагога Дэвида Хантера.
Прежде, чем приступать к синтезу, нужно проанализировать фрейм: разложить его на составные части, чтобы найти проблему в исходной ситуации.
Возьмем обычный школьный урок. Разные ученики в классе играют в нем разные роли. Есть отличники, есть хулиганы, есть витающие в облаках и т. д. И все они взаимодействуют с учителем по-разному.
Теперь берем схему и анализируем: где в этом фрейме есть проблема, в каких отношениях?
Если тяжело выделить проблему из общего фрейма, полезно подумать о чем-то, что объединяет все роли. В случае урока это может быть будущее: что ждет каждого ученика во взрослой жизни? Это и может стать фактором, который повернет школьную программу в сторону реальной жизни.Например, станет поводом подавать материал таким образом, чтобы школьники понимали, как это влияет на их будущее. Даже если ученик не сдает ЕГЭ по географии, ему придется задумываться о климате и экологии. Ведь это определяет мир, в котором он будем жить через несколько лет.