Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Педсовет выяснил у опытных репетиторов, какие ошибки они совершали на заре карьеры и как от них избавились.
Ошибка первая: браться за всё и сразу
Александра Луферова, репетитор по химии и биологии, опыт работы — 9 лет:
«Поначалу я брала все заказы подряд, чтобы получить опыт и первые отзывы на сайтах-агрегаторах. Приходилось ехать до учеников по полтора часа, «подтягивать» двоечников, готовить детей к олимпиадам, вузовским экзаменам, даже помогать на экзаменах. Это сильно выматывало».
Выход: найти свою нишу
Со временем Александра поняла, что это слишком энергозатратно и не соответствует ее интересам. Теперь часть заказов она вообще не рассматривает. Чтобы понять, на чем остановиться, репетитор рекомендует прислушаться к своим ощущениям и потребностям.
Например, подготовка к ЕГЭ — одна из самых выгодных, «кормовых» областей. Но Александра предпочитает ею не заниматься: часто обращаются ученики с нулевым уровнем за год до сдачи экзамена, а то и за пять месяцев. Набрать с нуля 40-50 баллов за четыре-пять месяцев подготовки возможно, но по затратам энергии это как «тащить бегемота из болота».
Сейчас Александра предпочитает «подтягивать» учеников по школьной программе химии и биологии, готовить к ОГЭ или поступлению в профильные школы в 7-9-х классах.
Ошибка вторая: идти у ученика на поводу
Дети быстро привыкают, что репетитор «все разжует и в рот положит». Особенно это касается домашней работы.
Татьяна Евдокимова, репетитор по английскому языку, опыт работы — 14 лет:
«Некоторые ученики привыкли делать «домашку» с репетитором, а задание от этого же репетитора не могут выполнить. И что, надо еще одного репетитора нанимать? Идти по школьной программе для репетитора легче всего, но это тупиковый вариант!»
Выход: сосредоточиться на знаниях, а не на успеваемости
Делать домашнее задание и восполнять пробелы по предмету одновременно не получится, считает автор блога Señora Profesora Елизавета Гончарова. Она отказывается делать «домашку» со своими учениками, даже если родители об этом просят. Ведь ребенок понимает, что урок короткий, репетитор берет деньги за свои услуги, а значит, обязан помочь. И поэтому перестает вникать в предмет.
Елизавета уверена: если вам важны знания ученика, тогда придется временно «забить» на текущие оценки и запастись терпением, чтобы в долгосрочной перспективе количество переросло в качество.
Татьяна Евдокимова солидарна с коллегой. Она не следует школьной программе, а занимается с учениками по своей методике. И дети начинают лучше успевать и на уроках. Задача репетитора – научить ребенка работать самостоятельно, замечает Татьяна.
Ошибка третья: считать ЕГЭ лёгким заработком
Подготовка к экзаменам – самая востребованная сфера репетиторства. Казалось бы, набирай таких учеников и живи припеваючи. Но назвать эту сферу источником легкого заработка у опытных репетиторов язык не повернется.
«Для работы со слабыми учениками подготовки требуется меньше, но иногда с занятия «выползаешь»: столько энергии нужно дать, чтобы понимание появилось!» — делится репетитор Мария Латышева.
Выход: выбирать учеников с мотивацией
Опытные репетиторы рекомендуют начинающим коллегам не браться за априори невыполнимые задачи. Если ученик ходит к вам только потому, что его приводит за ручку мама, тратить время и силы на его подготовку к ЕГЭ не стоит. Выбирайте мотивированных учеников, которые сами хотят получить результат. И имейте в виду: для работы с учениками, которые хотят участвовать в олимпиадах, репетитор должен быть более подготовлен, как и для работы с теми, кто нацелен на сдачу ЕГЭ с результатом 80+. Так что не помешает объективно оценить собственные знания, прежде чем выбирать этот путь.
Ошибка четвёртая: не ценить свой труд
Сколько взять за урок, можно ли повышать цену, когда понял, что обстоятельства изменились, как сказать об этом родителям ученика? Или, может быть, лучше промолчать и из скромности продолжать трудиться в поте лица себе в ущерб? Многие начинающие репетиторы размышляют в таком духе и — совершают ошибку.
Пользователь популярной группы «Подслушано у репетиторов»:
«Я начинающий репетитор, не так давно после вуза. Договорились с заказчиком, что я занимаюсь час, плата тоже за час, причем плата гораздо ниже средней по рынку. Ребенок учится в школе с углубленным изучением предмета, им задают большие домашние задания, и вместо одного часа я сижу час +10-20-30-40 минут — а оплачивается все равно 1 час. Мама пару раз предложила оплатить переработку, но я отказалась из скромности и хорошего отношения к ребенку. Теперь мне никто ничего не предлагает, огромных заданий становится все больше».
Выход: правильно оценивать свою работу и учиться говорить с заказчиком
В ответ пользователи группы, опытные репетиторы, советуют автору поста не повторять ошибок и сразу определять ориентиры в отношениях с заказчиками. Нужно не стесняться и предложить родителям оплачивать занятие по факту затраченного времени, ссылаясь на объемы заданий и работу на результат. Как вариант в данном конкретном случае, опытные репетиторы советуют увеличить количество уроков в неделю — два-три занятия вместо одного.