Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Тьютор помогает ребенку сформировать собственную образовательную траекторию, при этом сохранить баланс между индивидуальным развитием и требованиями школьной системы. Но зачастую происходит подмена понятий и так называют сотрудника, который занимается другими задачами, например, выполняет функции куратора. В чем на самом деле заключается работа тьютора, рассказывают специалисты тьюторской службы Павловской гимназии.
1. Научить ребенка делать осознанный выбор
В школьной жизни дети постоянно оказываются в ситуации выбора: на какие кружки и секции записаться, какие элективы и факультативы добавить в расписание, какой профиль выбрать, какие экзамены сдавать. Бывают ситуации, когда ученикам сложно определиться, и в этих случаях на помощь приходит тьютор.
Он помогает проанализировать ситуацию со всех сторон и спрогнозировать последствия каждого из возможных решений. Так ребенку становится легче самостоятельно определить, какой из вариантов подходит ему больше всего. А еще он учится пробовать, анализировать свои действия и планировать следующие. Иными словами, делать маленькие шаги на пути к большим целям.
Например, на этапе выбора будущей профессии тьютор помогает подростку разобраться:
- что конкретно предстоит делать в рамках этой профессии;
- какие личные качества для нее потребуются;
- как выглядит рабочий день такого специалиста;
- какие по этой профессии предложения на рынке труда.
Бывает, что с поддержкой тьютора удается найти место для стажировки, гостевого визита или интервью со специалистом. На этапе выбора ребенок «примеряет» на себя конкретную профессию, понимает ее особенности. Такие пробные действия помогают справляться с тревогой из-за неопределенности будущего.
Индивидуальная встреча с тьютором Михаилом Игошиным
2. Помочь ребенку узнать себя
За каждым выбором скрывается множество, на первый взгляд, не всегда очевидных вещей: ценностные убеждения, интересы, способности, личные качества и навыки. Поэтому, чтобы принимать решения осознанно, ребенку полезно научиться их понимать, принимать и реалистично оценивать.
С тьютором ученики в комфортной и безопасной обстановке могут поразмышлять над многими вопросами.
- Кто я? Какие роли (социальные, семейные и т. д.) у меня есть?
- Какой я? Какими качествами обладаю? Что влияет на проявление тех или иных моих качеств? Каким я хочу быть?
- Что действительно волнует и интересует меня в этом мире?
- Что для меня самое важное? На чем я основываюсь, когда принимаю решения? Какие ценности я выделяю для себя?
- Что умею хорошо, а чего мне не хватает?
Будет преувеличением сказать, что с тьютором ребенок раз и навсегда поймет себя. Но навык самоанализа поможет ему принимать более взвешенные решения и в школьной, и во взрослой жизни.
3. Развить у ребенка проектное мышление
Проектная деятельность — обязательная часть школьной программы, и многие школьники уже достаточно хорошо владеют ее инструментами. Они умеют формулировать тему, выделять проблему, определять цели и задачи, устанавливать сроки и представлять свой продукт. Но зачастую школьный проект остается просто делом ради оценки. У ребенка не выстраивается связка «умею проектировать — активно применяю навык в других сферах жизни».
Участие в командной профориентационной игре помогает развивать проектное мышление
Тьютор поможет ученику перенести полученный проектный опыт на все сферы его жизни, где получится сформулировать:
- запрос на изменение;
- ресурсы и возможности;
- план действий;
- примерные сроки реализации проекта.
Например, ребенок хочет по-новому оформить свою комнату или мечтает подтянуть физическую форму. Эти жизненные вызовы тьютор предлагает рассмотреть как личные проекты. Он помогает продумать шаги для достижения цели, сопровождает на этапе планирования, реализации и анализа результатов. Со школьным проектом тьютор тоже может помочь. Например, подскажет, как превратить интерес или увлечение ребенка в проектную тему.
4. Сделать ребенка автором по отношению к учебе
Тьютор помогает ребенку стать субъектом в образовательном процессе. Это значит:
- опираться на свои внутренние цели;
- самостоятельно определять смыслы и приоритеты;
- искать личную значимость в содержании школьных предметов;
- справляться с трудностями и принимать ответственность.
В Павловской гимназии субъектность понимают как способ управлять своей деятельностью, позицией, которую занимает ученик, проявляя себя: принимая решения, выбирая или отказываясь.
Субъектность — это всегда разговор о границах ребенка: где он уже может сделать все сам, а где нужна помощь взрослого; что зависит только от ученика, а на что он повлиять не в силах. Тьютор помогает очертить и осознать эти границы, чтобы ребенок мог по-настоящему самостоятельно действовать с опорой на свои интересы и цели.
Субъектность прирастает, как навык, по шагам, это процесс на много лет. Чтобы ее пробудить, тьюторы Павловской гимназии используют разные техники. Например:
- «Антицели»
Ребенок по пунктам формулирует то, чего он не хочет, от чего отказывается в первую очередь. Именно через отказ он впервые заявляет о себе и наполняет своим содержанием. - «Круги самостоятельности»
Тьютор просит ребенка нарисовать три круга, один в другом. В центральном перечислить все, что он делает сам без помощи взрослого. Во внешнем — то, где ему нужна поддержка. Самое последнее кольцо в этой системе — это те области, куда ребенок еще не решается ступить и где ему однозначно нужны опора, проводник. С последним кругом чаще всего и работает тьютор, а в область самостоятельности не вторгается.
Эти практики помогают выстроить прочный фундамент для обретения уверенности в своих силах, через которые проявляются субъектность как качество жизни, способность действовать без влияния или поощрения со стороны других.
5. Научить детей проводить рефлексию
Школьная жизнь занимает большую часть свободного времени подростков. Она захлестывает учеников, предлагая множество вариантов учебного досуга: экскурсии, предметные мероприятия, индивидуальные проекты. Но дети не всегда в силах переварить гигантские объемы поступающей информации, поэтому перестают понимать, зачем им все это нужно. Предотвратить это помогут инструменты рефлексии.
Рефлексию проводят либо в группах, либо индивидуально. Второй вариант более эффективный. В этом случае тьютор работает с каждым из своих тьюторантов и может провести гораздо более глубокий анализ произошедших событий. Ученик не будет смотреть по сторонам, подглядывать, что написал сосед, опираться на мнение друзей, он будет полностью сосредоточен на себе и своем опыте.
Руководитель тьюторской службы Анна Адлер рассказывает об инструментах рефлексии
Индивидуальную рефлексию удобно проводить в два этапа:
- На первом тьютор вместе с ребенком составляет лист ожиданий от предстоящего мероприятия. Думает, чем оно может быть полезным именно для него, как воплотить цели в реальность, какие шаги для этого предпринять.
- Второй этап включает в себя рефлексию, где тьюторант совместит свои ожидания с опытом, который он приобрел, чтобы посмотреть, достиг ли он того, чего хотел.
Групповая рефлексия окажется эффективной, если она будет проводиться в комфортных мини-группах. Самый главный критерий — безопасная атмосфера, в которой можно честно порассуждать о себе. Дети отвечают на те же вопросы: что было важным, какие наблюдения/замечания вынес, а главное, что нового понял про себя. Бонус групповой рефлексии — возможность услышать в высказываниях другого что-то ценное и для себя, своеобразный дополнительный фокус на происходящее.
Сессия прошла продуктивно, если тьюторант начинает понимать, зачем ему нужен перенесенный опыт, какие были трудности, что он чувствовал (было ли скучно, интересно?) и как этот опыт пригодится в будущем.
Текст подготовили:
Анна Адлер, руководитель тьюторской службы Павловской гимназии.
Тьюторы Павловской гимназии Екатерина Иванова, Михаил Игошин, Дарья Шерашова.