5 универсальных способов справиться с хулиганом в классе
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Педагоги часто сталкиваются с ситуациями которые ставят в тупик. Например, ученик ругается матом, грозит воспитателю расправой или задает провокационные вопросы. Кто-то ищет помощи у коллег, кто-то — в интернете, но и те, и другие мечтают об универсальных приемах. Педагог-консультант Маргарита Крылова оформила спасительные советы в карточки-памятки* и поделилась некоторыми из них с Педсоветом. 

1. Запретное сделать обязательным

5 универсальных способов справиться с хулиганом в классе

Предположим, ребенок хулиганит, отвлекается на занятии и перетягивает на себя внимание других детей. Потребуйте от него очень часто повторять запрещенное/нежелательное действие, чтобы оно ему надоело. Например, каждые 10 минут устраивайте на уроке минутку смеха, когда нарушитель спокойствия будет издавать смешные звуки. Само требование вызовет протест. А если ребенок и выполнит требование один раз, вскоре это ему наскучит. Озорство превратится в обязаловку и уже не будет таким желанным. У приема есть одно ограничение: не использовать при угрозе жизни и здоровью.

2. Остановить при нарушении, возобновить при норме

5 универсальных способов справиться с хулиганом в классе

Допустим, дети шумят во время объяснения или выкрикивают ответы, не поднимая рук. Как только возникает подобный беспорядок, прекратите вести урок. Дождитесь, пока шум утихнет, ученики успокоятся, и только после этого продолжайте. Для усиления эффекта некоторые педагоги вообще начинают объяснять тему с самого начала. 

3. В плохом поступке найти позитивный элемент

5 универсальных способов справиться с хулиганом в классе

Нарочно или нет, дети совершают разные выходки. Включают музыку на уроке, запускают бумажные самолетики в доску, рисуют карикатуры на учителей. За это ученики чаще всего получают выговор или нотации, которые им не страшны: кивнут и пойдут дальше хулиганить. Альтернативный выход — извлечь из озорства пользу. 

 Разрисовал доску на перемене — помоги украсить класс к празднику. 

«Ты так красиво рисуешь, твоя помощь будет для нас незаменима. Школа может выиграть в конкурсе благодаря твоим талантам». 

Ребенка все время ругают, а здесь похвалили. Появляется новый опыт — привлекать к себе внимание чем-то полезным, значимым и ценным для других. 

«Музыку врубил — спасибо, всех взбодрил. Давай ты будешь вести музыкальные физкультминутки». 

Такой подход учителя смягчит нрав непосед, и в следующие разы выходок будет меньше.

4. Согласиться с оскорблением и вернуться к делу

5 универсальных способов справиться с хулиганом в классе

Ребенок в порыве злости, отчаяния может грубо высказаться в адрес учителя: «Дурак!», «Какая злая училка!». Пропустить такое мимо ушей не всем удастся — захочется возмездия. Но ответное оскорбление только усугубит ситуацию. Одно из решений — согласиться с обвинением и вернуться к делу.

Признайте вину, даже если она не обоснована. Неожиданный ответ обезоружит ученика. А после невозмутимо продолжайте занятие или еще раз изложите свои требования к правилам поведения. В действии это будет выглядеть так:

Ребенок: Дурак!
Учитель: Наверное, вы правы, ведь мне не удалось научить вас решать примеры. Попробую другой способ. Смотрите…

Или.

Ребенок: Какая злая училка!
Учитель: Может быть, ты и права. А сейчас открой учебник на странице 217…

5. Перевести внимание с нарушителя на наблюдателей 

5 универсальных способов справиться с хулиганом в классе

Предположим, что предыдущие способы остановить хулигана не подействовали. Ребенок, скорее, заводит ими своих одноклассников, те веселятся, а он рад, что может кем-то управлять. В этом случае можно перевести внимание с нарушителя на наблюдателей.

Привлеките остальных детей к тому, как в дальнейшем быть с хулиганом: «Как поступим с нашим…?» Пусть остальные ученики решают судьбу нарушителя, а он только наблюдает. Похоже на коллективный суд, но тем не менее. Подобная мера мало приятна и снизит охоту к выходкам.

*Комплект приемов подходит для работы с детьми до 12 лет


Источник