Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Педагоги часто сталкиваются с ситуациями которые ставят в тупик. Например, ученик ругается матом, грозит воспитателю расправой или задает провокационные вопросы. Кто-то ищет помощи у коллег, кто-то — в интернете, но и те, и другие мечтают об универсальных приемах. Педагог-консультант Маргарита Крылова оформила спасительные советы в карточки-памятки* и поделилась некоторыми из них с Педсоветом.
1. Запретное сделать обязательным
Предположим, ребенок хулиганит, отвлекается на занятии и перетягивает на себя внимание других детей. Потребуйте от него очень часто повторять запрещенное/нежелательное действие, чтобы оно ему надоело. Например, каждые 10 минут устраивайте на уроке минутку смеха, когда нарушитель спокойствия будет издавать смешные звуки. Само требование вызовет протест. А если ребенок и выполнит требование один раз, вскоре это ему наскучит. Озорство превратится в обязаловку и уже не будет таким желанным. У приема есть одно ограничение: не использовать при угрозе жизни и здоровью.
2. Остановить при нарушении, возобновить при норме
Допустим, дети шумят во время объяснения или выкрикивают ответы, не поднимая рук. Как только возникает подобный беспорядок, прекратите вести урок. Дождитесь, пока шум утихнет, ученики успокоятся, и только после этого продолжайте. Для усиления эффекта некоторые педагоги вообще начинают объяснять тему с самого начала.
3. В плохом поступке найти позитивный элемент
Нарочно или нет, дети совершают разные выходки. Включают музыку на уроке, запускают бумажные самолетики в доску, рисуют карикатуры на учителей. За это ученики чаще всего получают выговор или нотации, которые им не страшны: кивнут и пойдут дальше хулиганить. Альтернативный выход — извлечь из озорства пользу.
Разрисовал доску на перемене — помоги украсить класс к празднику.
«Ты так красиво рисуешь, твоя помощь будет для нас незаменима. Школа может выиграть в конкурсе благодаря твоим талантам».
Ребенка все время ругают, а здесь похвалили. Появляется новый опыт — привлекать к себе внимание чем-то полезным, значимым и ценным для других.
«Музыку врубил — спасибо, всех взбодрил. Давай ты будешь вести музыкальные физкультминутки».
Такой подход учителя смягчит нрав непосед, и в следующие разы выходок будет меньше.
4. Согласиться с оскорблением и вернуться к делу
Ребенок в порыве злости, отчаяния может грубо высказаться в адрес учителя: «Дурак!», «Какая злая училка!». Пропустить такое мимо ушей не всем удастся — захочется возмездия. Но ответное оскорбление только усугубит ситуацию. Одно из решений — согласиться с обвинением и вернуться к делу.
Признайте вину, даже если она не обоснована. Неожиданный ответ обезоружит ученика. А после невозмутимо продолжайте занятие или еще раз изложите свои требования к правилам поведения. В действии это будет выглядеть так:
Ребенок: Дурак!
Учитель: Наверное, вы правы, ведь мне не удалось научить вас решать примеры. Попробую другой способ. Смотрите…Или.
Ребенок: Какая злая училка!
Учитель: Может быть, ты и права. А сейчас открой учебник на странице 217…
5. Перевести внимание с нарушителя на наблюдателей
Предположим, что предыдущие способы остановить хулигана не подействовали. Ребенок, скорее, заводит ими своих одноклассников, те веселятся, а он рад, что может кем-то управлять. В этом случае можно перевести внимание с нарушителя на наблюдателей.
Привлеките остальных детей к тому, как в дальнейшем быть с хулиганом: «Как поступим с нашим…?» Пусть остальные ученики решают судьбу нарушителя, а он только наблюдает. Похоже на коллективный суд, но тем не менее. Подобная мера мало приятна и снизит охоту к выходкам.
*Комплект приемов подходит для работы с детьми до 12 лет