5 вредных убеждений учителя

Автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина сформулировала ТОП-5 фраз, которые часто произносят учителя, не подозревая, что эти убеждения мешают им работать лучше.

1. «Вас много, а я одна»

Да, учителю, как и лектору, тренеру, любому публично выступающему человеку, важно уметь держать фокус своей аудитории на себе, сколько бы в ней ни было людей.

В 90 процентов случаев, когда меня приглашают в школу посмотреть урок учителя, у которого «дисциплина хромает» и «что-то с учениками», выясняется, что нет базового, самого важного навыка — умения держать на себе фокус внимания. Оставшиеся 10 процентов — это сборище девиантных детей, когда действительно «с учениками что-то не так». 

Что значит, не уметь держать фокус? Начинаем говорить, не убедившись, что все глаза на мне, даем важную инструкцию, когда кто-то шепчется, говорим и в этот же момент раздаем листочки, не владеем набором приёмов фокусировки внимания. Не учитываем базовые знания про то, как работает мозг, сколько он может быть в фокусе, как часто, когда и как переключать внимание, менять виды деятельности. Как только учитель начинает на это обращать внимание (а особенно это становится видно, если снимать самого себя и отсматривать), все быстро меняется, дисциплина приходит, и уже «с учениками всё нормально».

Читайте также: Как удержать внимание в классе. Идеи из книг по мотивации взрослых

2. «Я не аниматор, чтобы делать интересно»

Придумать живой урок, привязанный к реальной жизни — это педагогика, и она не имеет ничего общего с анимацией. Это не про то, как петь, плясать, развлекать и шутить (хотя от шутки никакого вреда уроку не будет). Наоборот, выстроить урок так, чтобы «мозги дымились» — не имеет ничего общего с развлечением. Обычно после такого урока дети выходят с хорошей рабочей усталостью. Вот это обычно называется «сделать интересно».

Читайте также: Чему педагог может научиться у туристического гида

3. «Я только за знания отвечаю, воспитывает пусть семья»

Да, базис ценностей закладывает семья, однако обучение не отделимо от воспитания. Исследования (см. Дж.Хэтти «Видимое обучение») говорят, что отношения в классе являются решающим фактором, который на успешность в учёбе. 

Воспитание — это не наставления, не чтение моралей, не пропесочивание. Мы, значимые взрослые воспитываем каждым своим словом, своей моделью, хотим мы этого или нет. 

Думать, что для воспитания нужно выделить специально классный час или урок о важном, а на уроках только обучать — ошибка. Все 45 минут урока учитель в том числе воспитывает. 

Каждую минуту урока он подает ученикам два сигнала: 

1) вот так можно, так делаю я и так я позволю делать в нашем классе. Например, говорю с вами только уважительно, даю право на ошибку, признаю возможность разных точек зрения по тем вопросам, которые не являются научным фактом.

2) вот так недопустимо, я так не поступаю с вами, и в нашем коллективе такого не будет. Например, я не насмехаюсь, не шучу неудачно над учениками, не говорю, что есть только одно правильное мнение, что я не ошибаюсь.

Читайте также: 5 вопросов педагогу о воспитании 

4. «Сейчас детям ничего не надо, они ничего не хотят»

Да, это печально, что бывают такие дети. Как взрослым (родителям, кому-то из учителей) удалось убить их мотивацию? Ведь мы с ней рождаемся. Может, вы — единственный шанс показать, что взрослые бывают и другими, а учиться может быть классно?

Читайте также: Почему подросток «ничего не хочет»? Объясняет Людмила Петрановская

5. «У меня дисциплина такая, что муха пролетит — слышно»

А вы уверены, что при этом их мозг учится, а мышление работает? Мы можем только в одном случае молча сидеть, как парализованные и при этом внимать. Когда видим гениальный фильм или картину. Но урок — не фильм и не картина. И тем более, не кладбище с гробовой тишиной. Ровно по струнке сидящие дети, молчащие и говорящие только по моей команде — это точно не причина для хвастовства.

Читайте также: Урок вышел из-под контроля: простые способы успокоить класс и вернуть внимание учеников


Источник