5 ярких московских спектаклей, которые превратят ребенка в театрала

Для иллюстрации использованы фотографии с сайтов: fomenki.ru, theatreofnations.ru, mxat-teatr.ru

Современных детей с их искушенностью в зрелищах и развлечениях давно не устраивают разрисованные театральные задники и неубедительные призывы со сцены к участию в происходящем. Их увлекают только эффектные сценические решения, захватывающее действие и хорошая актерская игра. Рассказываем про спектакли, которые точно не оставят подрастающее поколение равнодушным и заставят ждать нового похода в театр с нетерпением. 

1. «Алиса в Зазеркалье»

5 ярких московских спектаклей, которые превратят ребенка в театралаФото: Dima Chatrov. Авторские права: © Dima Chatrov

Театр: Мастерская Петра Фоменко

Режиссер: Иван Поповски

Премьера: 19 июня 2010 года

Возраст: 6+

Ставить спектакли, от которых невозможно оторвать взгляд, — это фирменный стиль Ивана Поповски. «Алиса в Зазеркалье» стала первой постановкой Мастерской для детей, и они ее оценили. Завороженные малыши выходят из зала с удивленными возгласами: «Мама, это что, 3D?». Фантазия Кэрролла плюс фантазия Поповски подарили Москве один из самых красивых детских спектаклей на многие годы вперед.

Впрочем родителям тоже будет интересно, ведь сказка английского философа и математика почти что взрослая. Парадоксы и чепуха из уст персонажей бессмысленны только на первый взгляд. А яркий удивительный мир метаморфоз пропитан духом детства. 

Иван Поповски:

«Вопреки домыслам логиков, математиков и философов, которые пытались расшифровать „Алису“, выискать какую-то подоплеку, тайные скрытые мысли, Кэрролл говорит, что просто хотел бы, чтобы детям было интересно. Кроме того, одна из дочерей его приятеля, для которой он сочинял на ходу эти истории, просила Кэрролла, чтобы было как можно больше глупости. Я же изо всех сил старался приподняться на цыпочки, чтобы дотянуться до уровня безумной фантазии Кэрролла. А что касается волшебства, я стремлюсь, чтобы оно было в каждом спектакле».

2. «Синяя синяя птица»

5 ярких московских спектаклей, которые превратят ребенка в театралаФото с официального сайта театра 

Театр: Театр Наций

Режиссер: Олег Глушков

Премьера: 30 ноября 2017 года

Возраст: 6+

Характер философского рассуждения о вечных ценностях носит и сказка Мориса Метерлинка «Синяя птица». Но Олег Глушков превратил ее в красочный и захватывающий мюзикл для семейного просмотра. 

Матильда и ее брат Тиль отправляются в опасное путешествие за Синей птицей, чтобы спасти больную девочку, а по пути встречают неожиданных персонажей: Царицу Ночи, оркестр заводных обезьянок, чудовищ и монстров и… Торт Наполеон.

Постановка известного режиссера и хореографа сулит зрителям много музыки и танцев, а также невероятное визуальное воплощение метерлинковских образов.

Олег Глушков:

«Мы написали совершенно новую, оригинальную историю и рассказали ее современным языком. Она опирается на традиции авторской сказки, но живет здесь и сейчас. А выдумок и самых настоящих чудес здесь с лихвой хватит на десять обычных спектаклей».

3. «Пиноккио»

5 ярких московских спектаклей, которые превратят ребенка в театралаФото с официального сайта театра 

Театр: МХАТ им. Горького

Режиссер: Арина Мороз

Премьера: 23 октября 2021 года

Возраст: 6+

Арина Мороз переплела всем известную сказку Алексея Толстого «Буратино» с первоисточником Карло Коллоди и получила яркий, красочный и очень технологичный спектакль с элементами карнавала и русского площадного театра.

Действие разворачивается внутри старинной шарманки. Маленькие зрители попадают то в каморку папы Карло, то в таинственный лес, пока, наконец, их взору не открывается волшебный Театр.

По большому счету, постановка рассказывает малышам о театре как явлении, его закулисье, используя как детские игровые приемы (например, на входе зрителей встречают куклы Карабаса-Барабаса), так и взрослые ходы: музыкальное сопровождение спектакля — это отрывки из опер Россини, Пуччини, Верди, Доницетти и мхатовские шумовые машины. 

Помимо приобщения ребят к искусству, «Пиноккио» говорит с ними о любви к родителям, сочувствии, дружбе и, конечно, о победе добра над злом.

Арина Мороз:

«Я хочу, чтобы мой ребенок смотрел вот такие сказки! Знаете, можно детям написать свод правил, как надо жить в этой жизни. А можно взять, поставить спектакль и эти правила в нем „зашить“. „Верь в свои мечты“, „прощай своих врагов“, „поддерживай друзей“. Это просто мой разговор с ребенком о том, что нужно быть верным другом».

 

4. «Денискины рассказы»

5 ярких московских спектаклей, которые превратят ребенка в театралаФото с официального сайта театра 

Театр: Российский академический Молодежный театр (РАМТ)

Режиссер: Рустем Фесак

Премьера: 26 сентября 2014 года

Возраст: 6+

Рассказы Виктора Драгунского про обычного мальчишку Дениса Кораблева с 1960-х годов нисколько не устарели. Потому что простые детские радости — «лечь животом на папино колено», «стоять перед зеркалом и гримасничать», «грызть сухарь или еще что-нибудь», скакать и смеяться — никуда не деваются. Так же, как и дружба, искренность и нелюбовь к манной каше. 

Спектакль РАМТа совсем не похож на постановки, где взрослые дяди и тети переодеваются в детей в коротких штанишках и с чубчиками  и разыгрывают неблизкие им сюжеты. Молодые актеры на сцене — это «настоящие» Дениска и его друзья. Поэтому взрослым после спектакля тоже кажется, что они ненадолго вернулись в детство.

Рустем Фесак: 

«Эта книга стала классикой — талантливое произведение, которое попадает в сегодняшних детей… Маленький зритель в любой момент может отвлечься, но не хотелось его только развлекать. Хотелось быть внятным и простым, потому что дети не прощают заумности. Я воспринял этот опыт как хорошую школу, потому что и во взрослых спектаклях тоже надо всегда стремиться к ясности».

5. «Два дерева»

5 ярких московских спектаклей, которые превратят ребенка в театралаФото с сайта Культура.рф

Театр: «Тень»

Режиссер: Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум

Премьера: 1997 год

Возраст: 6+

Рекламу театра «Тень» невозможно встретить на уличных афишах, о нем не рассказывают с экрана телевизора и не продают билеты в городских кассах. И, тем не менее, они всегда проданы. К тому же на годы вперед. Слухи о театре передаются от одних восторженных зрителей другим, и это уже о чем-то говорит.

Как Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум придумали труппу «Большого Королевского Лиликанского театра» и саму волшебную страну Лиликанию, остается только догадываться. Или поверить, что она действительно существует.

Малоизвестный народ с далекого острова Миликар называет нас «велипуты», а в основе его общества — культура, искусство и театр. Полное название спектакля «Два дерева» — «Трагическая история о романтической любви Принцессы-красавицы и Короля Золотых россыпей, о злобном и коварном желтом карлике, жившем в апельсиновом дереве, и жестокой Фее Пустыни, разлучившей несчастных влюбленных». Об этом примерно и постановка.

Смотреть спектакль одновременно могут только пять зрителей, как минимум двое из которых должны быть взрослыми. Впрочем, попасть на него с 1997 года так сложно, что взрослым можно стать, просто дожидаясь своей очереди за билетами.

Спектакль получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа режиссера в театре кукол» в 1997 году.

Из интервью Ильи Эпельбаума:

«Многие до сих пор уверены в том, что куклы — это и несерьезно, и непрестижно… Действительно, лучшие кукольники при первой возможности перебегают в драматические театры. Сколько можно играть зайчиков или левую ногу лягушки? Интересные режиссеры к куклам обращаются редко. Хотя что такое кукольный театр? Только технология. Кругозор, мировоззрение — гораздо важнее». 

 


Источник