Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Евгений Пепеляев, победитель конкурса «Воспитатель года России 2019», рассказывает об обучающих приемах монтессори-педагогики, которые легко адаптировать и использовать во время летнего отдыха с детьми.
1. Игра «Аквариум»
Для какого возраста: 2-4 года.
Что потребуется:
- банка, таз или другая емкость с водой;
- мел;
- «рыбки» — мелкие пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики);
- предметы кухонной утвари, которыми можно достать «рыбок» — половник, поварешка, шумовка и т.д.
Как играть:
Суть «Аквариума» в том, что с помощью кухонных принадлежностей нужно достать «рыбок» из емкости с водой. Сначала взрослый бросает мелкие предметы в сосуд, беря их тремя пальцами поочередно то правой, то левой руки. Дети повторяют за ним, и когда все «рыбки» окажутся в «аквариуме», их начинают ловить.
Важно дать ребенку попробовать поймать «рыбку» не только с помощью кухонных принадлежностей, но и руками — при этом делать это нужно только одной рукой (правой или левой), не помогая второй.
Что развивает:
В монтессори-педагогике большое внимание уделяется деталям. Когда ребенок берет маленькие игрушки именно тремя пальцами, он развивает мелкую моторику и косвенно готовит руки к письму. А когда поочередно использует обе руки, происходит развитие межполушарного взаимодействия.
В игре ребенок также тренирует зрительно-моторную координацию: учится соотносить движения руки и глаз. Этот навык очень пригодится, когда он будет осваивать более сложные умения: читать, писать, заниматься спортом, водить автомобиль, кататься на велосипеде и т.д.
2. Игра «Переливай-ка»
Для какого возраста: 2 — 4 года.
Что потребуется:
- поднос;
- лейка;
- миска или тазик;
- тряпка.
Как играть:
Взрослый наполняет лейку водой, подкрашенной пищевым красителем. Потом показывает ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно. Делать это нужно обязательно с интересом. В миске стоит нарисовать отметку, до которой нужно наливать воду — на половине или 1/3. Это сделает занятие еще более продуктивным: будет развивать внимание и концентрацию.
Ребенок повторяет действия взрослого, а тот наблюдает за игрой и комментирует. В конце воду нужно вылить, а все сосуды вытереть насухо — в концепции Марии Монтессори уборка тоже считается частью игры. Необходимо сразу показать, как почистить утварь, чтобы малыш мог самостоятельно это сделать. Объяснить, что делать, если упали несколько капель на поднос или пролилось много воды, куда положить мокрую тряпку, где взять сухую.
Игру можно модифицировать, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком: кувшин, бутылку.
Что развивает:
Упражнение развивает мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания, аккуратность. А задача прибираться в конце игры учит доводить дело до конца.
3. Игра «Вода и губка»
Для какого возраста: 2-4 года.
Что потребуется:
- лейка;
- две тарелки;
- поднос;
- губка.
Как играть:
Взрослый ставит две тарелки на поднос и в одну из них наливает немного воды из лейки. Задача ребенка при помощи губки перенести воду в другую пустую тарелку так, чтобы вода при этом не капала с губки на поднос.
Если несколько капель все же упали, следует показать малышу как можно легко и приятно вытереть любую лужу.
Что развивает:
Те же навыки, что в игре «Переливай-ка».
4. Игра c цветами
Для какого возраста: 4-7 лет.
Что потребуется:
- живые цветы;
- маленькое ведро;
- совок для мусора;
- разные вазы и банки;
- ножницы;
- лейка;
- тряпка.
Как играть:
Взрослый наливает воду из лейки в одну из ваз и ставит туда цветы, предварительно обрезав нижние листья и кусочек стебля. Задача ребенка — заметить, какое количество воды требуется растениям.
После ребенок самостоятельно повторяет действия взрослого, но с другими цветами и вазой. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть сделает выводы самостоятельно.
Когда упражнение закончено, нужно взрослый и ребенок вместе убирают рабочее место, протирают лишние капли воды, выбрасывают листья и обрезки стеблей.
Что развивает:
Кроме навыков, которые были перечислены в предыдущих играх, это упражнение развивает эстетическое чувство.
5. Игра «Ходьба по линии»
Для какого возраста: 2,5 — 7 лет.
Что потребуется:
- мел или достаточно толстая длинная веревка (не менее 4 метров);
- предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, зажженная свеча, книга.
Как играть:
Взрослый рисует на асфальте мелом большой эллипс или или раскладывает его на газоне с помощью веревки. Длина эллипса должна быть не менее 4 метров.
Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой, осторожно держа в руках какой-нибудь предмет — колокольчик, свечу, стакан с водой, или положив на голову книгу. Задача — идти ровно по линии, не проливать воду, не ронять книгу, не гасить свечу или не давать колокольчику зазвонить.
Что развивает:
Ребенок учится управлять всем своим телом:ногами, чтобы ставить их на линию в определенном порядке; руками, чтобы аккуратно держать предмет. Развивается самоконтроль и проприоцептивное чувство — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.
6. Игра «Подбери размер»
Для какого возраста: 2 — 4 года.
Что потребуется:
- бутылочки, пузырьки, банки разного размера с крышками.
Как играть:
Взрослый отвинчивает крышки и пробки с нескольких бутылочек — допускается, если некоторые из них будут с водой. Потом показывает ребенку, как подобрать крышки и как их завинтить. Малыш повторяет, а взрослый наблюдает за его занятием.
Что развивает:
Как и многие упражнения из этой подборки, оно развивает мелкую моторику, координацию, концентрацию внимания, тренирует восприятие размера предмета.