Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Женя Кац — игропедагог, учитель математики, методист образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» и автор занимательных книг для дошколят. Она находит, придумывает и изобретает учебные игры, после которых ребят не оторвать от уроков. Делимся подборкой заданий, которые точно увлекут детей математикой.
-
«Как два пальца»
Что развивает: навык счета и минимальную изобретательность.
Как играть
Математики-методисты знают множество счетных материалов: счетные кубики, палочки, фишечки… но что делать, когда их не оказалось под рукой? Использовать пальцы! Пусть дети в парах так покажут друг другу число 12. Сначала — как хотят. А потом учитель придумывает условие: нельзя показывать 10 пальцев, а потом два. Или нельзя показывать пять пальцев сразу. Пальцев рук у нас только 10, а воображения — сколько угодно!
-
«Черный ящик»
Что развивает: навык вычисления и дедуктивные способности.
Как играть
Каждый игрок называет число, а ведущий — другое в ответ. Задача игроков — отгадать правило, по которому возникает число ведущего. Например, если он загадывает правило «+5», в ответ на «12» он скажет «17». Игроки имеют право попросить проверку, если думают, что отгадали. Ведущий может загадать правило из двух частей (свое для четных, свое для нечетных чисел) или «число слогов в числительном».
-
Игры с кубиком
Что развивают: навык счета (часто — быстрого), вычисления и мелкую моторику.
Вариантов игры с кубиком очень много.
Игра-ходилка
Как играть: почти так же, как в обычную игру-ходилку с фишками и полем, но бросать по два кубика и ходить на сумму или на разность выпавших очков.
Десятки и единицы
Как играть: бросаем два кубика и договариваемся, что результат на одном — это десятки, а на втором — единицы. Игроки соревнуются, у кого больше выпадет. При этом каждый игрок решает, где десятки, а где единицы, то есть, например, «15» или «51» у него выпало.
Гонки в таблицах
Как играть: учитель делает таблицу со столбиками от одного до 12. Игроки самостоятельно на скорость бросают кубики и записывают их сумму в соответствующий столбик. Например, пишут «2+5» под столбиком «7». Задача игроков: за отведенное время заполнить как можно больше клеток в таблице.
-
Монстры-обаяшки
Что развивает: навык счета, вычисления и творческое мышление.
Как играть
Рисуем монстра! Ученик кидает кубик: количество рук, голов и ног у монстра — результат разных бросков. Например, если выпало «4», «3» и «1», нужно нарисовать монстра с четырьмя головами, тремя руками и одной ногой. Попутно можно зайти в умножение: спросить, сколько у монстра глаз, если головы четыре и по два глаза на каждой. Так получится нарисовать целый выводок. Затем учитель делает этих монстров материалом для задачек: например, загадывает кого-то из них, а дети находят подходящего.
Можно заполнить табличку монстров с числом рук, ног и голов, а потом искать подходящего по табличке. Или наоборот: учитель дает заполненную табличку, а дети сами рисуют по ней своих монстров.
-
Арифметические пирамиды
Что развивает: навык вычисления (в том числе, в уме).
Как играть
Учитель рисует пирамиду из трех кирпичиков и вписывает туда числа. Как минимум один кирпичик пустует. При этом верхний кирпичик — сумма двух нижних. Учащиеся должны заполнить недостающие клеточки. Пирамиды можно усложнять, например, делать их многоэтажными. По сути, это обычное уравнение, просто творчески преобразованное.
-
Раз-два-три-смотри!
Что развивает: скорость счета, умение видеть группами, память.
Как играть
Учитель прячет за импровизированную ширмочку несколько крупных предметов или групп предметов. Потом говорит ученику: «Раз, два, три: Смотри!» и на короткое время показывает то, что спрятал. Задача ученика записать, сколько предметов он увидел, и что это было.
-
Числовой твистер
Что развивает: навык счета и вычисления.
Как играть
Дети рисуют несколько кружков с числом внутри. Далее учитель дает разные задания:
- закрасить все кружки с пятерками, все кружки с шестерками или любыми другими числами;
- найти треугольник, квадрат или любую другую фигуру с определенной суммой. Раз у нас твистер, можно ставить на эту фигуру пальчики. При этом может быть несколько решений.
-
«Двадцать четыре»
Что развивает: навык вычисления
Как играть
Учащемуся необходимо получить результат 24, используя цифры из таблички в 4 клетки. При этом можно использовать все возможности арифметики, доступные учащемуся: сложение, вычитание, деление, умножение и вынесение за скобки.
Эти игры могут казаться простыми до примитивности. Не стоит забывать, что созданы они для ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Игра — их главный вид деятельности, и они отдаются ей с большим азартом!