В Москве состоялась дискуссия педагогов с авторами методического бестселлера «Функциональная грамотность младшего школьника». Живой интерес среди участников вызвал основной вопрос круглого стола, как нужно менять традиционные подходы, чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младшего школьника? По словам экспертов, с особым вниманием следует относиться к обучению работе с информацией: ее получению, проверки и оцениванию.
«Традиционно знания передаются ребенку в готовом виде. Но важной особенностью современного образования является нацеленность ребенка на то, чтобы он учился самостоятельно извлекать знания, формулировать те закономерности, которые изучаются. Это непростая деятельность! И задача авторов учебников, педагогов, родителей – помочь ребенку преодолевать этот путь, создавать алгоритмы, которые помогут ему работать с объемной информацией, анализировать и правильно извлекать нужные данные», – рассказала старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», канд. пед. наук Оксана Рыдзе.
По мнению авторов, на саморазвитие ребенка влияют четыре ключевых умения. На это обратила внимание член-корреспондент РАО, зав. лабораторией начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор пособий по функциональной грамотности и системы учебно-методических комплектов «Начальная школа XXI века» корпорации «Российский учебник» Наталья Виноградова:
«Суть развития человека, как говорят психологи, это появление новообразования. То есть то, что отличает ребенка, который только начал обучаться, от того, который закончил обучение. И вот тут очень ярко проявляются эти четыре свойства: «я применяю», «я добываю», «я проверяю» и «я оцениваю» (то есть умею применять и добывать, умею проверять и оценивать). Все это дает готовность к самообразованию».
Участники мероприятия согласились, что формированию читательской грамотности необходимо уделять внимание не только на уроках литературного чтения и русского языка: «Если мы не будем ребенка учить читать специфические для каждого предмета тексты, знакомить с материалами в различных форматах (например, справочники, математически задачи), мы не сможем сформировать читательскую грамотность как интегративный компонент», – подчеркнула ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор методических пособий по русскому языку для начальных классов Марина Кузнецова, – Одна из ключевых проблем – у детей снижается внутренняя мотивация к чтению: ребенку сложно, когда меняются педагоги, структура обучения. Очень важно, чтобы стремление читать сохранялось несмотря ни на что».
Подписаться на канал «Российский учебник»
Партнерский материал