Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как научиться читать, подражая сове и волку, и зачем посыпать буквы манкой и песком? Об этих и других деталях обучения чтению по методу Монтессори рассказывает педагог школы-детского сада «Вершина Монтессори» Юлия Лукина.
Как мы уже писали, в Монтессори-педагогике детей сначала учат писать и только потом — читать. Это объясняется тем, что письмо (в особенности прописных, а не печатных букв) похоже на рисование и дается малышам куда легче чтения.
По мнению Марии Монтессори, начинать писать стоит уже с четырех лет, а читать — с четырех с половиной. Но готовиться к этому можно и нужно заранее.
Как подготовить к чтению по Монтессори
- Фактурные буквы. Прежде чем читать первые слова, ребенок должен хорошо изучить буквы. Причем не только визуально. Здесь помогут шершавые, объемные, фактурные буквы, которые ребенок может потрогать, подвигать в пространстве. Лучше, чтобы гласные были одного цвета, а согласные — другого. Обычно изучение букв проходит в период с четырех до четырех с половиной лет.
- Подвижный алфавит. После изучения трех-четырех согласных и гласных можно приступать к сложению букв. Ребенку предлагается совместить согласную и гласную и прочитать их вместе.
- Игры на звукоподражание (с трех лет). Предлагаем ребенку вместе с нами озвучить все, что звучит просто и понятно. «Как воет волк?» — «У-у-у-у». «А как самолет летит?» — «Ву-у-у-у-у». «А как выходит воздух из шарика?» — «С-с-с-с». В Монтессори-среде есть специальная коробка с картинками или фигурками, которые можно использовать в такой игре.
- Фонематические игры. Они помогают вычленять звуки в словах и актуальны тогда, когда у ребенка созрели концентрация и внимание. Когда он уже наслушался разных звуков и проявляет интерес к буквам.
Как это может выглядеть? Например, взрослый предлагает ребенку разные предметы и изображения: карандаш, ручка, арбуз, трактор. Просит показать то, что начинается на «а». И вместе с ним громко и протяжно озвучивает ответ: «А-а-а-а-а-арбуз». Важно, чтобы взрослый помогал ребенку выделять звуки в этих словах. Сначала мы акцентируем внимание на звуках в начале слова, потом — в конце. Например, просим дать карточку с предметом, название которого оканчивается на «ш» — «Карандаш-ш-ш-ш». - Игры для межполушарного взаимодействия. Это могут быть как тетради со специальными заданиями, так и деревянные игрушки, которые тренируют координацию движений, синхронизируют работу рук и глаз. Их общая особенность в том, что в такой игре задействованы сразу две руки, а значит, и два полушария нашего мозга.
Развивать навыки чтения и письма очень помогает внешняя среда, когда ребенок видит, как читают и пишут его родители, старшие ребята. Но так же важна и внутренняя мотивация: малыш должен хотеть учиться и быть самостоятельным. Например, для того, чтобы самому прочитать объявление, рецепт любимого блюда или сказку.
Учимся читать по методу Монтессори
Согласно методу Монтессори, очень важно давать ребенку почувствовать даже маленький успех. Именно поэтому чтение начинается с самых простых трехбуквенных слов, которые пишутся так же, как и читаются: «пол», «кот», «сок», «дом». Поначалу чтение сопровождается визуальной составляющей: картинками или фигурками тех объектов, названия которых читает ребенок.
Например, педагог показывает фигурку кота и начинает писать на доске по одной букве: «к», «о», «т». И просит ребенка: «Посмотри, что я написал». Пишет «к» — произносит «к», пишет «о» — произносит «о». «Смотри, что получилось: «ко-о-о-о». Пишет «т» — произносит «т». «Смотри, получилось «ко-о-от».
Так ребенку показывают, как буквы сливаются в слово. Зная, как звучат первые две буквы, и глядя на картинку или фигурку, ребенок интуитивно понимает, что написано. Даже если сразу у него не получилось прочитать слово, так он чувствует свой успех и хочет учиться дальше.
В Монтессори-среде даже есть специальный материал под названием «интуитивное чтение». Он представляет собой коробку с пятью-шестью карточками или фигурками тех самых простых, трехбуквенных понятий вроде «дом», «сок», «кот».
Когда ребенок уверенно освоил первый уровень сложности, можно перейти на второй и предложить слова из двух слогов, но все еще такие, которые одинаково пишутся и читаются. Например, «ваза», «роза», «рука», «нога». Затем можно усложнить задачу двумя согласными рядом «стол», «гном», «стул».
От чтения простых слов, с которыми ребенок уже знаком, он постепенно переходит к абстрактным понятиям и неизвестным для себя словам. Потом — к простым предложениям. И лишь затем — к коротким историям и сказкам.
Советы родителям
-
Расширяйте кругозор и словарный запас
Обучить чтению по Монтессори дома гораздо легче, чем письму (где с большей вероятностью потребуется полное погружение в Монтессори-среду). Для этого родителям нужно постоянно помогать ребенку с расширением словарного запаса. Причем изучать новое нужно не только вербально, но и сенсорно. Позвольте ребенку потрогать, ощупать заинтересовавший его предмет. Чем больше у малыша таких возможностей, тем шире и понятнее для него картина мира. Так развиваются высшие психические функции — внимание, память, концентрация, — которые очень важны для чтения.
-
Правильно называйте звуки
Чтобы у ребенка не возникло трудностей на этапе вычленения звуков при чтении, важно правильно называть буквы при их изучении. Взрослый должен произносить именно звук, а не название буквы. То есть «к» вместо «ка», «б» вместо «бэ». Тогда ребенок не прочитает слово «сок» как «эс-о-ка».
Конечно, рано или поздно он перестроится, даже если уже выучил дома с родителями весь букварь. Но лучше с самого начала не создавать подобных трудностей.
-
Не спешите усложнять задачу
Монтессори-педагоги часто просят родителей не бежать впереди паровоза и не усложнять задачу для ребенка раньше времени. Поначалу важно подкреплять слова изображениями: дети буквально «читают» по ним так же, как по буквам. К примеру, родители иногда рассказывают, как их трехлетние дети сами читают — но на деле оказывается, что они просто запомнили какие-то сказки и стихотворения наизусть. Ребенок подходит к своей полке с книгами и смотрит: «Так, эту я могу прочитать, а эту еще не могу — не помню».