Быть неудобным учителем или Как правильно выражать недовольство родителям, коллегам и руководству
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

В ежедневной работе учителя то и дело возникают обстоятельства, вызывающие стресс: поведение и успеваемость учеников, отношения с родителями, коллегами и руководством. Каждый педагог выражает свое недовольство по-своему. Как сделать это корректно и эффективно, рассказывают учитель со стажем Анатолий Ромашов, директор школы Юлия Езерская и психолог-дианалитик Наталья Булыгина.

Опыт педагога

Учитель истории одной из московских общеобразовательных школ Анатолий Ромашов никогда не молчит, если есть проблема. Он считает, что объективные претензии удобнее всего выражать и обсуждать лично: будь то недовольство решением администрации, поведением учеников или позицией их родителей. 

«Родители в последнее время гораздо резче реагируют на неудачи своих детей, даже при наличии объективных причин. Чем они недовольны? Да практически всем. „Мой ребенок знает на 5, а вы ставите 4“, „Нам нужно 5“ („нам“ — это родителю, а ребенок не слишком заботится об оценках), „Учитель предвзят к моему ребенку“. Вариаций масса, но все сводится к тому, что почти всегда педагог крайний и необходимо объяснять, почему вдруг ты, преподаватель с 10-15-20- летним стажем, начал работать плохо». 

Недовольство успеваемостью Анатолий по старинке выражает с помощью соответствующей оценки или негативного отзыва о работе ученика. Если ребенок хамит педагогу или прогуливает, то в школе, где работает Анатолий, эти вопросы принято решать через докладные на имя директора, которые потом попадают к классным руководителям и социальным педагогам. В сложных случаях привлекаются завучи. 

В период пандемии школы стали предлагать педагогам использовать для обратной связи с родителями функционал электронных журналов, поэтому приходится по большей части общаться в письменной форме.

Вне зависимости от формы общения Анатолий рекомендует коллегам выражать свое недовольство или отвечать на претензии спокойно, безоценочно и апеллируя к нормативным документам — закону «Об образовании», ФГОС, внутренним нормативам школы, должностным инструкциям учителей и классных руководителей. 

Но ссылаться на эти бумаги Анатолий советует только в крайнем случае — когда учителю понятно, что родитель не готов сотрудничать, а настроен на конфликт. По словам педагога, важно постараться решить проблему в конструктивном диалоге, потому что заявления, протоколы и докладные чаще только добавляют напряжения, а не снимают его.

Правда, ошибки в выражении недовольства, по словам Анатолия, у педагогов тоже случаются:

«Учитель жалуется, что ребенок не делает задания, пропускает/прогуливает — а ребенок в больнице полтора месяца. Или человеческий фактор: педагог сорвался, позволил себе неосторожные слова в адрес ученика, а тот сообщил родителям. Такое обычно заканчивается встречей с родителями, извинениями».

Чтобы избежать скандалов, Анатолий советует сначала досконально изучить ситуацию и стараться держать эмоции под контролем. 

Взгляд директора

По словам директора новосибирской школы № 54 Юлии Езерской, взаимных претензий учителей и родителей в последнее время действительно стало больше:

«Педагоги часто говорят, что родители слишком много от нас хотят, что родители часто произносят фразу „Вы должны….“, снимая с себя ответственность. А учителя, напротив, хотят, чтобы мамы и папы активнее включались в образовательный процесс ребенка, интересовались его успеваемостью, его успехами (это, конечно, касается не всех родителей)».

В школе, которой руководит Юлия, для решении всех спорных вопросов, помимо нормативных документов, приняты локальные акты — Кодекс профессиональной этики педагогических работников и Положение о комиссии по урегулированию споров. К этим документам учителя могут обратиться в затруднительной ситуации. Правда, по словам Юлии, за ее многолетнюю практику комиссию ни разу не собирали, а все вопросы решались быстро, без серьезных противоречий:

«В нашей школе учителя имеют право в любой момент обратиться к родителям, коллективу, руководству школы для выяснения любых вопросов. Но не в целях высказать недовольство, а для совместного решения проблем по успеваемости ребенка, пропускам уроков, опозданиям, выполнению домашних заданий. Все беседы выстраиваются корректно и без эмоций».

Последнее, как отмечает Юлия, — очень важный момент. Она считает, что любую проблему можно решить конструктивно, не доводя до конфликта.

«Я постоянно напоминаю коллегам, что нет необходимости „включать эмоции“. По возможности надо грамотно и по фактам разобраться в сложившейся ситуации», — считает директор.

Мнение психолога

Психолог-дианалитик Наталья Булыгина из Барнаула соглашается, что единственный эффективный инструмент, который есть у педагога, — это диалог. В рамках рабочего процесса учитель, соблюдая правила субординации и сохраняя уважение к себе и окружающим, может использовать в диалоге такой прием, как «Я-сообщение». Он подходит при высказывании недовольства на любом уровне, будь то беседа с учеником, родителем, коллегой или руководством. 

Я-сообщение — высказывание, в котором человек сообщает о своих чувствах, а также выражает свои пожелания, связанные с ситуацией. Я-сообщение всегда содержит в себе личное местоимение «я» и его производные. В Я-сообщении нет обвинения других лиц, а есть только объяснение собственных мыслей и эмоций.

Я-сообщение очень выручает учителя в случае конфликта с коллегой или решения проблем с руководством. Кроме того, исключение из него эмоций и обвинительного тона повышает шансы на успех диалога.

«Как учитель может применить Я-сообщение? Сказать, например: „Дисциплина в классе сегодня была крайне неблагоприятная. Мне досадно и странно слышать агрессивные высказывания в адрес друг друга. В такой атмосфере дети не только мешают друг другу усвоить материал, что, конечно же, отразится на аттестации, но и создают психологический дискомфорт в классе. Я обязательно проведу беседу с детьми. Прошу каждого родителя отнестись к поведению своего ребенка очень серьезно. Надеюсь на вашу помощь в устранении конфликта. Поговорите с вашим сыном/дочкой, выясните, что лично ему/ей мешает уважительно относится к одноклассникам и ко мне во время занятий? Наша с вами задача — научить детей ответственному, уважительному поведению. Это каждому из них пригодится в жизни“. И, если родитель на стороне учителя, чудесно — шансов помочь детям выйти из конфликта и работать в благоприятной среде больше».

Нередко мамы и папы принимают замечания по поводу поведения их ребенка на свой счет, видят в словах учителя обвинение в том, что они не справляются с ролью родителя. Из-за этого вместо диалога педагог получает оборонительную и/или нападающую позицию собеседника. Для такого типа разговора Наталья Булыгина рекомендует четкую схему выражения недовольства, состоящую из четырех пунктов:

  1. Кратко выражается ситуация: «Сергею трудно сдержаться от выкрикиваний на уроке».
  2. Выражаются чувства педагога по этому поводу: «Мне было неприятно и сложно вести сегодня занятие».
  3. Выражается желаемое: «Хочется, чтобы на уроке была спокойная и конструктивная для обучения атмосфера, в которой дети могли бы спокойно усваивать материал».
  4. Предлагается совместное решение ситуации: «Давайте поговорим с Сергеем, поможем ему найти и устранить причину отвлекающего поведения».

В случае, если перед учителем адекватный родитель, готовый сотрудничать, Наталья Булыгина рекомендует помнить о том, что это общение на равных двух взрослых людей (педагога и мамы/папы), а главный человек, ради которого они собрались, — ребенок. Если родитель выбирает конфронтацию, тогда наступает время санкций — с официальными документами и решениями руководства школы.

Однако, прежде чем обсуждать поведение и успеваемость ребенка с родителями, Наталья Булыгина советует сначала поговорить с самим учеником и правильно выразить ему свое недовольство. Уже на этом этапе вполне можно решить проблему. 

Чтобы не сорваться на эмоции, педагогу необходимо помнить, что ученик еще не был взрослым и не имеет того жизненного опыта для объективной оценки своих поступков, которым обладает учитель.

Это не значит, что нужно оправдывать или поощрять агрессивное поведение школьника, но важно учитывать психологические особенности возраста и социальные нюансы: чаще агрессирует тот, кто испытывает душевную боль, недоверие, защищается или решает поддержать агрессию других, чтобы не быть изгоем в классе. Разумеется, такие беседы лучше проводить один на один с ребенком в классе или в кабинете психолога.

«Педагогическая участливость, заинтересованность в ребенке может спасти ученика — в прямом смысле уберечь от нежелательных выводов, а порой и непоправимых решений. Важно разговаривать с учеником вопросами, потому что так он считывает информацию о том, что им интересуются. Причем здесь важны как формулировка, так и тон учителя. В вопросе всегда заключается посыл: поясни мне, пожалуйста, что с тобой происходит, для чего и почему ты это делаешь? И давай теперь думать, как ты можешь это исправить и как я тебе в этом могу помочь? Ребенок чувствует себя нужным. Это способствует выстраиванию доверительных отношений, что, несомненно, позитивно влияет на его психическое состояние, поведение и успеваемость».

Другими словами вопросы «Ты что творишь?» или «Сколько ты еще будешь обзывать одноклассника?» транслируют ученику агрессию, от которой он будет защищаться. Вопрос «Почему ты не делаешь задания по химии?», скорее, подтолкнет ребенка к поиску оправданий. А вот формулировка «Давай разбираться, для какой цели/для чего ты сломал кран в столовой?» в спокойной эмоциональной интонации способствует осознанию ребенком своих действий и пониманию истинной цели своих поступков. Это позволит педагогу обойти чувство вины ученика и настроит на поиск других путей разрешения конфликтной ситуации.

Наталья напоминает, что при всей вовлеченности и заинтересованности учителю стоит помнить о собственных границах и достоинстве. И если ребенок все же не идет навстречу, его нужно предупредить об административных санкциях, чтобы донести до него серьезность ситуации и степень ответственности за свои действия.

Все эти правила справедливы и для всех остальных ситуаций, вызывающих недовольство педагога. Сохранение правил субординации, уважение к себе и собеседнику, подкрепление своей позиции нормативными документами и, главное, осознанный подход без эмоций и агрессии повысит шанс быстро и спокойно решить проблему в беседе как с учеником, родителем, коллегой, руководством, так и далеко за пределами рабочего места учителя.


Источник