Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Действительно ли подростки не любят читать? Создатели чат-стори сервисов из Кремниевой долины уверены: очень любят, просто их сложнее заинтересовать. И здесь на помощь приходит новый жанр — чат-фикшн. Разбираемся, что это такое и как он решает проблему детского чтения.
Что такое чат-фикшн
Это новый жанр сетевой литературы. Его название происходит от слов to chat (болтать, чатиться) и fiction (вымысел, художественная литература). С одной стороны, это обычные истории с персонажами и драматургией. С другой, они сильно отличаются от книг по формату — сюжет разворачивается на экране мобильного устройства в виде переписки героев.
Так выглядит история в жанре чат-фикшн. Источник: приложение «Взахлеб»
Читатель не видит весь текст целиком, а только первое «сообщение». Чтобы увидеть следующее, нужно нажать на экран. Потом еще раз и еще. Это создает эффект погружения — как будто без вашего участия история просто не будет развиваться.
Чат-фикшн придумала Прерна Гупта, разработчик мобильных приложений из Кремниевой долины. В 2015 году она создала специальный сервис Hooked и опубликовала в нем первую чат-стори. Приложение быстро стало популярным среди подростков, поэтому российские разработчики создали его аналоги — например, «Взахлеб» или «Mybook: Истории».
В «MyBook: Истории» можно не только читать, но и создавать собственные чат-стори
Почему подросткам нравится чат-фикшн
Современный подросток учится с восьми утра до восьми вечера, ходит на дополнительные занятия и в свободное время мечтает «выключить голову»: посмотреть ролик в Ютубе, початиться с друзьями, сходить в кино. Дети не воспринимают чтение как отдых: книга объемная, в ней много текста, нужно концентрироваться и анализировать происходящее.
Татьяна Ефимова, клинический нейропсихолог:
«У подростков преобладает клиповое мышление. Так наш мозг адаптируется к меняющимся условиям среды, справляется со шквалом информации, льющейся из всех источников. Раньше мы могли позволить себе неторопливо и вдумчиво изучать происходящее вокруг, сейчас это роскошь — мозг оперативно разделяет информацию на нужную и лишнюю, разбивает ее на фрагменты, удобные для использования».
Чат-стори — это уже готовый для использования продукт, авторы адаптировали его для удобного восприятия. К тому же история напоминает переписку с друзьями, мозгу не нужно перестраивать механизмы восприятия. Плюс: сюжет развивается быстрее, чем в обычной книге, каждое сообщение полно эмоций и напряжения. В итоге подросток втягивается и не может оторваться, пока не дочитает до последней точки.
Судя по комментариям в приложении «Взахлеб», формат очень нравится читателям
Но сможет ли ребенок, влюбленный в чат-фикшн, полюбить и «обычные» книги? Мнения экспертов расходятся.
Анастасия Еременко, школьный психолог:
«Не думаю, что чат-фикшн развивает мыслительные процессы. После чтения таких книг у детей не улучшается способность воспринимать большие тексты. Они не удерживают мысль на долгое время, не пытаются выстроить логические связи. Однако никаких исследований на этот счет нет, поэтому однозначно говорить о пользе и вреде этого жанра сложно».
Наталья Демшина, психолог, специалист по детско-родительским отношениям:
«Мне кажется, этот современный жанр может помочь ребенку полюбить чтение. Особенно если это будет произведение талантливого автора с интересным современным сюжетом. Даже если в тексте не будет морали, читатель получит удовольствие и станет немного счастливее».
Татьяна Ефимова считает, что чат-фикшн не помогает развивать когнитивные навыки, но положительно сказывается на эмпатии: помогает подростку проживать свои эмоции и разные жизненные ситуации, видеть, как они могут развиваться, к чему приводить.
Как учителю литературы использовать чат-фикшн, чтобы заинтересовать учеников
1. Прочитайте вместе с учениками чат-историю на уроке.
В приложениях есть большой выбор историй — подберите ту, что точно заинтересует всех. Разберите ее на уроке и проанализируйте с учениками персонажей и сюжетные повороты. Предложите им прочитать несколько «обычных» книг, похожих по сюжету или проблематике на эту чат-историю. Возможно, это будут книги не из списка школьной литературы, зато они заинтересуют подростков и подойдут для домашнего чтения.
В этом есть и неочевидный бонус: ученики поймут, что вы в курсе молодежных тенденций и можете обсуждать не только Достоевского и Толстого, но и то, что близко и понятно им. Это повысит доверие к вам как учителю.
2. Предложите ученикам написать историю в жанре чат-фикшн.
Возьмите фрагмент произведения, которое изучаете сейчас по программе, и попросите учеников переписать его в формате чат-фикшн. Такое задание поможет ученикам попрактиковаться в творческом письме и с другой стороны взглянуть на сюжет известной книги.
3. Попробуйте сами стать автором чат-историй.
Написать книгу в жанре чат-фикшн сейчас может любой желающий — для этого есть сайт MyBook: story. Придумайте историю, которая, на ваш взгляд, научит детей чему-то хорошему, и предложите ученикам прочитать ее на уроке.
Чтобы написать историю на сайте MyBook: story, нужно зарегистрироваться в личном кабинете
Если не знаете с чего начать, адаптируйте под формат классический сюжет — например, «Ромео и Джульетту» или «Евгения Онегина». Это поможет ученикам заинтересоваться оригиналом.