Пока родители школьников с волнением подсчитывают расходы на канцтовары и школьную форму к новому учебному году, учителя с не меньшим волнением ожидают вступления в силу новых образовательных стандартов.
Российская система образования претерпевает большие изменения, которые коснутся как непосредственно самих школьных предметов, так и организации учебного процесса. Означает ли это, что качество образования станет выше? Появятся ли в расписании новые уроки и дополнительная учебная нагрузка? В нашем материале мы собрали всю актуальную информацию о том, какие изменения в школах произойдут с 1 сентября 2022 года.
Все нововведения, касающиеся учебных программ и внеурочной деятельности
Elena Medoks/Shutterstock.com
Несомненно, образовательные и воспитательные стратегии должны идти в ногу со временем и регулярно пересматриваться. Именно поэтому российскую систему образования, в частности, школьного, ждут масштабные преобразования, часть из которых запланирована на начало этого учебного года.
Как это будет влиять на качество обучения — покажет время, однако уже сейчас можно представить, каким образом изменится образовательный процесс уже совсем скоро.
Новые ФГОС
Главные изменения в образовании в 2022 году связаны, конечно же, с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). По обновлённым учебным программам начнут заниматься учащиеся первых и пятых классов, однако с согласия родителей учащихся можно внести изменения в учебный план и других параллелей.
Основной акцент в новых образовательных стандартах сделан на получении учащимися практических навыков и индивидуальный подход к каждому ребёнку; при этом важны не только академические успехи, но и эстетическое, личностное развитие и патриотическое воспитание.
Родители могут выдохнуть с облегчением: многочисленные изменения не грозят детям дополнительной нагрузкой; большую часть инициатив планируется реализовать в рамках таких учебных дисциплин, как математика, окружающий мир, технология, история и ОБЖ.
Подробнее о новых ФГОС — в нашем материале Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?
Изучаем историю с первого класса
ad-foto/Shutterstock.com
В соответствии с новыми образовательными стандартами историческому просвещению в школе будет отводиться особая роль; именно поэтому Министр просвещения России Сергей Кравцов предложил с нового учебного года начинать изучение истории своей семьи, региона и страны уже в первом классе.
Реализовать эту инициативу планируется в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики», а уроки истории появятся в расписании учащихся только с пятого класса, как и раньше. Кроме того, в рамках внеклассной деятельности первоклассники будут посещать музеи и различные выставки, посвящённые историческим событиям.
«Разговоры о важном»
kuzsvetlaya/Shutterstock.com
Уже 5 сентября во всех школах страны пройдёт первый «Разговор о важном» — новый формат еженедельного классного часа, на котором ученики смогут обсудить с классным руководителем такие темы, как гражданское воспитание, охрана окружающей среды, историческое просвещение, нравственность и многие другие.
Несмотря на то, что темы занятий прописаны в методических указаниях, школьники смогут в неформальной обстановке задать учителю любые вопросы, которые их волнуют: например, обсудить события, происходящие в их городе, России и мире.
Перед педагогами стоит непростая задача: простым и понятным языком объяснить сложные исторические процессы и донести до ребят правду о происходящих событиях.
Программа этого масштабного проекта, реализуемого Министерством Просвещения РФ, уже разработана для всех классов, а учителя проходят интенсивную подготовку к проведению серии из 34 уроков на протяжении всего учебного года. Целью проведения этих занятий является формирование у школьников таких ключевых ценностей, как патриотизм, любовь к Родине и стремление к межнациональному единству.
Курс «Россия — моя история»
hramovnick/Shutterstock.com
Учеников десятых и одиннадцатых классов с 1 сентября ждёт ещё одно нововведение: в учебном курсе «Россия в мире» появится новый блок под названием «Россия — моя история». Министр просвещения анонсировал введение этого курса в июне, объяснив это необходимостью сформировать у учащихся «целостное представление о тех или иных явлениях нашей истории».
Сейчас школьники изучают новейшую историю России в девятом классе, поэтому новый курс рассчитан на то, чтобы взглянуть на уже известные исторические события под новым углом: в контексте их влияния на развитие нашей страны. Дополнительных уроков истории у старшеклассников при этом не будет: учебный блок будет включён в существующую программу курса по истории, и учебная нагрузка по этому предмету останется прежней.
Киноуроки в школе
Историческое просвещение в школах — одно из основных направлений воспитательной работы с учениками.
С нового учебного года планируется проводить киноуроки на исторические темы; правда, методические материалы и список фильмов к просмотру пока не были опубликованы.
Исполнение гимна и поднятие флага
ELMINA ABUSEVA/Shutterstock.com
Именно с этой церемонии будет начинаться каждая учебная неделя во всех российских школах. Инициативу поддержал Президент России, а в некоторых регионах церемонию начали проводить уже в апреле–мае 2022 года. Отнестись к мероприятию придётся серьёзно: для этого утверждён специальный стандарт, как сообщает газета «Известия».
Школам, которые пока не готовы проводить церемонию в соответствии с утверждённым порядком, рекомендуется отложить начало этой практики до того момента, как они будут оснащены необходимой государственной символикой и флагштоками.
«Продлёнка» как часть образовательного процесса
BalanceFormCreative/Shutterstock.com
С этого года группам продлённого дня в школах будет уделяться особое внимание, ведь спрос на них достаточно высокий, а организованы подобные группы пока что только в трети российских школ.
Теперь в отношении ГПД будут действовать единые правила, закреплённые законодательством, а решение об их открытии будут принимать руководители школ совместно с советом родителей.
Цель инициативы — привести организацию работы «продлёнки» к единому стандарту во всех регионах, а также добиться снижения родительской платы за счёт дополнительного финансирования из регионального бюджета.
Сейчас средняя стоимость продлёнки в российских школах составляет от 2 000 до 8 000 рублей — для многих семей, особенно с двумя и более детьми школьного возраста, это неподъёмная плата. Кроме того, мест для всех желающих не хватает.
Что касается организации работы с детьми в группах продлённого дня, пока она оставляет желать лучшего: нет единой программы занятий; не всегда организовано питание детей; группы зачастую многочисленные, поэтому учитель не может уследить за порядком и помочь каждому ученику с выполнением домашнего задания.
В соответствии с приказом, подписанным Президентом России в июле, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки, согласно которым в группах продлённого дня отныне будет проводиться воспитательная работа, подготовка к занятиям, спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции. Поэтому дети будут не только находиться под присмотром педагога, но и получать всестороннее развитие, на что у работающих родителей, к сожалению, не всегда хватает времени.
ВПР перенесены на осень
LStockStudio/Shutterstock.com
Ещё в марте этого года стало известно, что Всероссийские проверочные работы, которые ученики обычно пишут весной, перенесли на новый учебный год. Решение, опубликованное на сайте Рособрнадзора, было принято с целью профилактики развития коронавирусной инфекции. График проведения работ будет опубликован не позднее 5 сентября, однако уже сейчас известно, что все проверочные работы пройдут в период с 19 сентября по 24 октября этого года.
Некоторые изменения коснулись и процедуры проведения ВПР: например, в этом году учащиеся 5–8 классов впервые смогут выполнить работы по истории, биологии, обществознанию и географии в компьютерной форме, а семиклассники будут сдавать на компьютерах ещё и иностранные языки. Помимо этого, сократилось время написания большинства работ для учеников 4–8 классов до 45 минут (кроме работ по русскому языку, математике и химии).
Читайте также Всероссийская проверочная работа: зачем она нужна и стоит ли бояться ВПР?
Изъятие мобильных телефонов на время уроков
Ground Picture/Shutterstock.com
Ещё в январе прошлого года вступили в силу новые СанПиН, запрещающие использовать мобильные телефоны для учёбы. Это связано с тем, что у телефонов слишком маленький экран, и постоянное использование их во время занятий (например, для того, чтобы заниматься по электронным учебным пособиям) повлечёт за собой нарушения зрения и осанки.
В санитарных правилах также указано, что минимальный размер диагонали планшета, пригодного для занятий, составляет 26,6 см, а диагональ экрана ноутбука должна быть не менее 39,6 см. Ни один смартфон, увы, таким экраном «похвастаться» не может.
Мобильные телефоны во время уроков теперь официально под запретом.
В новом учебном году Минпросвещения решило пойти ещё дальше и подготовило рекомендации для школ об изъятии мобильных телефонов учащихся перед началом занятий. По сообщению интернет-издания «Газета.ru», школы сами решат, как воспользоваться этими рекомендациями: забирать телефоны при входе в школу или в классе. Также учителя могут при необходимости разрешить ученикам воспользоваться смартфонами, если это потребуется в рамках учебного процесса или для связи с родными во время перемен.
Вместо мобильных телефонов на детей можно надевать GPS-часы. Особенно гаджет актуален для младших школьников. С умными часами вы всегда будете на связи со своим ребёнком, а также сможете посмотреть, где он находится, и послушать, что происходит вокруг него.
Несмотря на то, что некоторые нововведения в системе школьного образования вызывают вопросы у родителей и учащихся, основные цели этих преобразований вполне ясны. На школу возлагается ответственная задача по воспитанию всесторонне развитых личностей, обладающих аналитическим мышлением и способностями к самообразованию, правильными нравственными установками и, что немаловажно, практическими умениями и желанием применять эти умения в определённой сфере трудовой деятельности.
Для достижения столь масштабных целей вполне закономерно принятие обновлённых образовательных стандартов, которые ставят перед учителями и учащимися конкретные задачи и требования. Остаётся лишь ждать, когда столь масштабные инициативы будут реализованы на должном уровне и принесут свои плоды.
Источник фото обложки: MARIYA-Y/Shutterstock.com