Что делать с проблемным поведением на уроке

С проблемным поведением сталкивался любой учитель. Иногда сложность заключается лишь в том, что из-за этого ученик пропускает часть материала. Но иногда все серьезнее — он мешает или даже вредит окружающим. О том, как действовать педагогам, рассказывает практикующий психолог и заместитель директора Центра «Юридическая клиника» Ирина Корецкая.

Как проявляется проблемное поведение

Это любые действия, которые мешают образовательному процессу, угрожают другим или выходят за рамки моральных, этических и юридических норм. 

  • Ученик безразличен и отстранен, витает в облаках.
  • Разговаривает с одноклассниками на посторонние темы.
  • Проявляет вербальную или физическую агрессию.
  • Провоцирует, выкрикивает, смеется, отвлекает от образовательного процесса.
  • Обманывает, чтобы избежать ответственности или подставить других.
  • Ворует и портит вещи.

Причины

Со стороны ученика

  • Неудовлетворенные потребности: в безопасности, внимании, уважении, принятии, принадлежности к группе.
  • Выгода: ученик пытается быть неудобным, чтобы затем получить незаслуженную тройку в обмен на адекватное поведение.
  • Склонность к протестным реакциям — характерно для подростков.
  • Узкий поведенческий репертуар — школьник, особенно младшеклассник, не знает, как себя вести, когда устал, стало скучно или что-то беспокоит.
  • Эгоцентризм.
  • Утомление, скука.
  • Ощущение бессмысленности образовательного процесса.
  • Недостаток умственной стимуляции — когда ученик знает больше остальных в классе и ему становится неинтересно.

Чтобы лучше понимать детей, а значит и причины проблемного поведения, очень важно проводить обратную связь: уточнять, что было интересно, полезно, что вызвало затруднения.

Со стороны учителя

  • Угрозы, наказания, крик.
  • Недостаток внимания, одобрения и похвалы.
  • Использование только традиционной формы обучения — педагог транслирует знания, а ученики их впитывают, чтобы затем воспроизвести.

Стратегии работы с проблемным поведением

Проанализируйте ситуацию и определите, действительно ли поведение школьника — проблемное. 

У каждого педагога своя оценка такого поведения. Если для одного то, что ученик несколько минут смотри в окно, — нормально, для другого — недопустимо. И если один учитель подумает, что его урок скучный, другой — что ребенок просто не выспался. 

Действуйте рационально.

  • Не кричите

Если ученик мешает вам и одноклассникам, часто первое, что хочется сделать, — крикнуть на него. Лучше для начала разобраться, что с ним происходит, почему он ведет себя так. Кроме того, нужно помнить, что в школьном возрасте лобные доли мозга, которые отвечают за регуляцию произвольного поведения, еще не до конца созревают, поэтому иногда детям сложно собой управлять.

Читайте также: Почему крик не лучшее средство для достижения дисциплины в классе

Не обвиняйте ребенка, а сначала подумайте о его мотивации: хочет ли он привлечь внимание, или ему скучно, или он вообще считает, что школа бессмысленна. Отсюда можно предположить, какого результата он хочет добиться своим поведением.

  • Не вешайте ярлыки 

Объективность исчезает, когда учитель характеризует не поведение ученика, а его личность. Поэтому нельзя говорить «хулиган», «невоспитанный», «неуправляемый» и т. п. 

  • Не используйте слова «всегда» и «никогда».

Это тоже вырывает конкретную ситуацию из реальности. 

Будьте последовательны.

Применяйте для одних и тех же нарушений дисциплины одинаковые санкции. Например, нельзя реагировать одним образом, когда Петя запустил самолетик, и другим, когда это сделала любимица Маша.

Заручитесь поддержкой школьного психолога и родителей ученика.

Педагог не должен оставаться один на один с проблемным поведением ребенка, особенно, если оно выражается в воровстве или в агрессии. Взаимодействие с психологом и родителями позволит выявить глубинные проблемы. Может быть, в семье ребенка принято разговаривать на повышенных тонах, обижать других и делать язвительные замечания.

К сожалению, часто ругательные слова, которые ученики произносят в школе, являются нормой речи в их семьях. Можно попытаться обратить на это внимание родителей. Хорошо, когда они это понимают, но есть и такие, которые не переучиваются. Тогда надо попытаться показать ребенку, что можно разговаривать без использования грубой речи.

Читайте также: Уроки «французского»: что делать, если ученик матерится

Что делать в моменте

  • Используйте невербальную корректировку поведения.

Например, для начала можно взглядом показать, что происходящее недопустимо. Или встать рядом с человеком, который мешает. Еще некоторые учителя замолкают и поднимают руку вверх, чтобы обратить внимание.

  • Избегайте длительных словесных баталий.

Чтобы не отвлекать остальных от урока, говорите кратко и максимально сдержанно. 

  • Дайте понять, что проблемной поведение имеет последствия.

Их всего два: 

  1. Естественные, результат конкретного действия. Например, качался на стуле — упал.
  2. Произвольные, которые вводит учитель. Например, мешал на уроке — остается после уроков выполнять какое-то задание. 

Источник