С проблемным поведением сталкивался любой учитель. Иногда сложность заключается лишь в том, что из-за этого ученик пропускает часть материала. Но иногда все серьезнее — он мешает или даже вредит окружающим. О том, как действовать педагогам, рассказывает практикующий психолог и заместитель директора Центра «Юридическая клиника» Ирина Корецкая.
Как проявляется проблемное поведение
Это любые действия, которые мешают образовательному процессу, угрожают другим или выходят за рамки моральных, этических и юридических норм.
- Ученик безразличен и отстранен, витает в облаках.
- Разговаривает с одноклассниками на посторонние темы.
- Проявляет вербальную или физическую агрессию.
- Провоцирует, выкрикивает, смеется, отвлекает от образовательного процесса.
- Обманывает, чтобы избежать ответственности или подставить других.
- Ворует и портит вещи.
Причины
Со стороны ученика
- Неудовлетворенные потребности: в безопасности, внимании, уважении, принятии, принадлежности к группе.
- Выгода: ученик пытается быть неудобным, чтобы затем получить незаслуженную тройку в обмен на адекватное поведение.
- Склонность к протестным реакциям — характерно для подростков.
- Узкий поведенческий репертуар — школьник, особенно младшеклассник, не знает, как себя вести, когда устал, стало скучно или что-то беспокоит.
- Эгоцентризм.
- Утомление, скука.
- Ощущение бессмысленности образовательного процесса.
- Недостаток умственной стимуляции — когда ученик знает больше остальных в классе и ему становится неинтересно.
Чтобы лучше понимать детей, а значит и причины проблемного поведения, очень важно проводить обратную связь: уточнять, что было интересно, полезно, что вызвало затруднения.
Со стороны учителя
- Угрозы, наказания, крик.
- Недостаток внимания, одобрения и похвалы.
- Использование только традиционной формы обучения — педагог транслирует знания, а ученики их впитывают, чтобы затем воспроизвести.
Стратегии работы с проблемным поведением
Проанализируйте ситуацию и определите, действительно ли поведение школьника — проблемное.
У каждого педагога своя оценка такого поведения. Если для одного то, что ученик несколько минут смотри в окно, — нормально, для другого — недопустимо. И если один учитель подумает, что его урок скучный, другой — что ребенок просто не выспался.
Действуйте рационально.
- Не кричите
Если ученик мешает вам и одноклассникам, часто первое, что хочется сделать, — крикнуть на него. Лучше для начала разобраться, что с ним происходит, почему он ведет себя так. Кроме того, нужно помнить, что в школьном возрасте лобные доли мозга, которые отвечают за регуляцию произвольного поведения, еще не до конца созревают, поэтому иногда детям сложно собой управлять.
Читайте также: Почему крик не лучшее средство для достижения дисциплины в классе
Не обвиняйте ребенка, а сначала подумайте о его мотивации: хочет ли он привлечь внимание, или ему скучно, или он вообще считает, что школа бессмысленна. Отсюда можно предположить, какого результата он хочет добиться своим поведением.
- Не вешайте ярлыки
Объективность исчезает, когда учитель характеризует не поведение ученика, а его личность. Поэтому нельзя говорить «хулиган», «невоспитанный», «неуправляемый» и т. п.
- Не используйте слова «всегда» и «никогда».
Это тоже вырывает конкретную ситуацию из реальности.
Будьте последовательны.
Применяйте для одних и тех же нарушений дисциплины одинаковые санкции. Например, нельзя реагировать одним образом, когда Петя запустил самолетик, и другим, когда это сделала любимица Маша.
Заручитесь поддержкой школьного психолога и родителей ученика.
Педагог не должен оставаться один на один с проблемным поведением ребенка, особенно, если оно выражается в воровстве или в агрессии. Взаимодействие с психологом и родителями позволит выявить глубинные проблемы. Может быть, в семье ребенка принято разговаривать на повышенных тонах, обижать других и делать язвительные замечания.
К сожалению, часто ругательные слова, которые ученики произносят в школе, являются нормой речи в их семьях. Можно попытаться обратить на это внимание родителей. Хорошо, когда они это понимают, но есть и такие, которые не переучиваются. Тогда надо попытаться показать ребенку, что можно разговаривать без использования грубой речи.
Читайте также: Уроки «французского»: что делать, если ученик матерится
Что делать в моменте
- Используйте невербальную корректировку поведения.
Например, для начала можно взглядом показать, что происходящее недопустимо. Или встать рядом с человеком, который мешает. Еще некоторые учителя замолкают и поднимают руку вверх, чтобы обратить внимание.
- Избегайте длительных словесных баталий.
Чтобы не отвлекать остальных от урока, говорите кратко и максимально сдержанно.
- Дайте понять, что проблемной поведение имеет последствия.
Их всего два:
- Естественные, результат конкретного действия. Например, качался на стуле — упал.
- Произвольные, которые вводит учитель. Например, мешал на уроке — остается после уроков выполнять какое-то задание.