Что изменится в ЕГЭ по информатике в 2023 году
Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

ЕГЭ по информатике — это единственный экзамен, который проходит на компьютерах. О том, что нового появилось в КИМах, рассказал руководитель Комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике, кандидат физико-математических наук Сергей Крылов.

Основные изменения

Изменился сюжет задания 6

Раньше в этом задании были алгоритмы на числовой анализ какой-то вычислительной процедуры — что будет на входе при таком-то результате, какой результат получится при таком-то входе. В этом году предлагается задание на анализ действий исполнителя задания «Черепашковая графика».

Что изменится в ЕГЭ по информатике в 2023 году
Скриншот задания 6 из демоверсии ЕГЭ-2023 по информатике

Исполнитель — черепашка, которая должна рисовать некоторую достаточно простую фигуру. Требуется определить — сколько точек с координатами будет находиться внутри нарисованной области.

Могут быть разные фигуры, объединение или пересечение фигур. Но все фигуры будут достаточно простые, и длительного времени на поиск точек с координатами не требуется. 

Здесь программа уже дана, и для решения этой задачи можно обойтись без дополнительного программирования, и обычно можно определить, какая там будет фигура,  лишь с помощью анализа. Если есть время, можно проверить гипотезу о том, как фигура будет выглядеть, построив алгоритм для исполнителя роли черепахи, который будет доступен на рабочих станциях участника экзамена. 

Изменился сюжет задания 22

В задании 22  будет предложен некоторый набор процессов, которые зависят друг от друга. 

Что изменится в ЕГЭ по информатике в 2023 году
Скриншот задания 22 из демоверсии ЕГЭ-2023 по информатике

В таблице в прилагаемом файле представлены процессы (их может быть от 10 до 20) — некоторые из них не могут начаться, пока не завершатся предыдущие. Задача — узнать минимальное время, через которое завершится выполнение всей совокупности процессов. 

Поскольку эта табличка достаточно большая для полиграфии, ее вынесли в отдельный файл, который будет прилагаться к этому заданию. 

В этом задании  тоже не требуется ни написания программы, ни анализа в электронной таблице. Оно рассчитано на выполнение без сложных операций программирования. Можно построить решение в виде диаграммы.

На это задание можно посмотреть шире: оно относится не только к компьютерным процессам, но и к любым бизнес-процессам, как полезное средство планирования. Диаграммы можно применить в семье, организации, на предприятии, на производстве — везде, где есть возможность параллельной работы и последовательной.

Что нужно, чтобы получить высокий балл

Уметь программировать

Нам важно практическое программирование, если вы хотите сдать на хорошую оценку. 

Также выпускник должен хорошо работать с вычислением электронных таблиц, обладать навыками написания формул, базовых элементов программирования. По теоретической части — нужно знать методы измерения количества информации, межпредметные связи с математикой.

Внимательно читать задания

Основные ошибки, которые существенно влияют на результаты экзамена, связан не со знанием информатики, а с невнимательным прочтением задания.

Совет эксперта:

Не спешите выполнять задания —  сначала разберитесь, какой образ ответа требуется, как он должен быть записан. Если задание более-менее сложное, сначала составьте план решений, а потом уже его выполняйте. После того, как получен ответ, нужно его проверить. Возможно, решить другим способом. 

Не допускать математических ошибок

Многие участники не добирают баллы из-за недостаточности владения основами математики и даже из-за арифметических ошибок.

В компьютерном варианте предусмотрено исходные данные подбираются так, что ответов может быть очень много, и вероятность угадать верный ответ —  одна миллионная. Поэтому если ответ верен, то считается, что задание выполнено.

Нарабатывать практические навыки

Так как все задание ЕГЭ по информатике практические, то нужно программировать, решать как можно больше задач, не только в редакторе электронных таблиц, но и в среде программирования.

Нужно  добиваться автоматизма, чтобы базовые техники делались с такой же скоростью, как пальцы печатают на клавиатуре, чтобы это не вызывало затруднений и чтобы на экзамене не тратить время на экзамене на устранение своих технических ошибок. Тогда будет возможность сосредоточиться на содержательной части задачи. 

Полностью посмотреть вебинар Сергея Крылова в эфире Рособрнадзора можно по ссылке.


Источник