Давайте воспитывать героев!: Шалва Амонашвили о том, как вырастить детей счастливыми
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Знаменитый российский педагог, доктор психологических наук Шалва Амонашвили  —  о том, как помочь детям найти свой жизненный путь и почему это  —  главная задача родителей и школы.

Часто мамы говорят: хочу, чтобы мои дети были счастливы, и больше ничего. А что такое счастье? 

90 процентов людей, которые ходят сейчас по улицам, даже не думают о своей миссии. Кто-то наткнулся на нее вслепую и встал на этот путь. Другой увидел, но не узнал. Побоялся и отошел: там нет денег, нет комфорта, может, даже есть жертва. Вот поэтому вокруг столько злобы, ненависти, зависти: без пути, без миссии в жизни нету счастья. 

Родители сами часто лишают своих детей этого счастья, пытаясь сделать их подобными себе. Папа — врач, будешь врачом. Будешь юристом — будешь хорошо жить. 

Мы не щадим детей, думая, что мы умнее их. Но в ребёнке — большой ум. Кроме отца, матери, учителей в нём есть свой, внутренний учитель. И этот внутренний учитель протестует, когда мы принуждаем его к тому, что не нужно ему в будущем. Зачем ему учить паршивый урок, если завтра эти знания уже придется выплюнуть?

Стандарты, стандарты, стандарты… Но эти стандарты — это могилы прошлых знаний. Мы ведём детей на это кладбище и говорим: «Вот, здесь похоронена гравитация, здесь — такая-то литература, здесь надо зубрить, надо знать». 

Ни один ребёнок не знает какую-либо гипотезу физики, математики, биологии, химии. А ведь в гипотезе — будущее. Ребёнок устроен, как выпущенная стрела, он устремлен вперед. А родители говорят: садись и учи уроки, те же самые уроки, что и мы, — то есть вернись в прошлое. А из прошлого только одно нужно — мудрость. Остальное пусть остается там. 

Что же могут сделать родители для своих детей, чтобы они нашли себя и распознали свой путь? 

Первое: говорить с ними об этом. Приводить примеры Пушкина, Менделеева, Чайковского — как они искали свою миссию и потому создали величайшие творения. 

Приводите и другие примеры. Необязательно становиться Пушкиным, чтобы найти свою миссию. Отними у Пушкина няню — мы не получили бы Пушкина. Поэтому можно быть няней Пушкина, дворником, уборщиком, кем угодно — свою миссию можно найти везде. Но важно начать искать.

Второе: пусть ребёнок видит, как мама с папой совершенствуют самих себя. Совершенствуют свою любовь свои чувства, свои мысли, своё отношение к людям, близким, родным. Как они отходят от раздражения, от грубости. Ребенок видит: папа меняется: был таким, а сейчас — другой. Мама тоже меняется. 

Любовь воспитывается любовью, доброта — добротой, честность — честностью, совесть — совестью. Без совести воспитывать совесть невозможно. Находясь в своем семейном аквариуме, ребёнок воспитывается, даже не зная, что его воспитывают. Это самое высшее, истинное воспитание. 

И третье: пусть родители сами ищут своё предназначение. Оно необязательно лежит в профессии. Может, это хобби. А, может, предназначение человека в том, что он однажды спас утопающего — и всё, миссия завершена. Но этот подвиг будет давать ему силы жить дальше. Ребёнок должен изучать героев — героев в жизни. Их образы воспитывают ребёнка.

Давайте воспитывать героев! Не просто людей — хватит, людей очень много. А героев не хватает. Если школа, родители возьмутся за воспитание героя — героя духа, героя культуры, нрава, — он обязательно будет искать, где совершить подвиг. Это и есть открытие своего пути.
 


Источник