Школа в том виде, котором существует последние 150 лет, нам не нужна. В «том виде» — это где надо встать, когда входит высшее божество в класс. Если хочешь что-то сказать, нужно поднимать руку, а не рот открывать. В таком виде она довершает растление гармоничной личности,  полностью дезориентирует ребенка с точки зрения того, что ему интересно, считает основатель школы «Апельсин», педагог, автор статей о воспитании и счастливом детстве Дима Зицер. Об этом и о том, как не убить в ребенке личность и не испортить ему детство — в интервью «Коммерсанту».

Дима Зицер: школа в том виде, котором существует последние 150 лет, нам не нужна

Существующая школа нам не нужна

По мнению педагога, в школу не стоит ходить за знаниями — кто же знает, какие знания будут востребованы через 15 лет? Ходить  школу следует ходить «в том случае, если в рамках программы можно исследовать самого себя, внешний мир, учиться выбирать, осваивать знания, которые интересны конкретному ребенку, учиться применять уже имеющиеся знания».

«Классическая система образования в принципе предлагает подготовку к жизни вместо жизни. Сначала мы готовимся к детсаду, потом готовимся к школе, потом к университету, в университете мы готовимся к работе, пока в один прекрасный день не начинаем готовиться к смерти. И получается, что человек бежит за собственным хвостом, живет в иллюзии: я живу не сейчас, я начну жить завтра. И откуда тогда взяться навыку жить здесь и сейчас, откуда придет понимание чего хочешь на самом деле, если еще и хотеть ничего нельзя,— ведь такой подход учит, что жизнь наступает только в будущем».

Школу нужно менять. Кто будет это делать?

«Самая комфортная обучающая система для человека — это он сам. Единственное, мы устроены так, что нам нужно помочь с рамками этой системы. Не хочется говорить клише, но нужно менять школу. Кому менять школу? Конечно, нам с вами».

«Любая школа, с точки зрения логики, является частной. Мы платим деньги в виде налогов и не только — и оплачиваем какую-то услугу. Если от нас, граждан, нет понятного заказа и требований, какой бы мы хотели видеть эту структуру, структура будет какой-нибудь. Более того, другая сторона — учителя — и сами рады бы многое изменить, но не понимают как. И тогда что мы с вами имеем? Программу по литературе конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века. Как будто ничего не написали после этого. Я хорошо понимаю, почему «Мать» Горького входила в школьную программу советских учебников, но почему это произведение входит в современную программу, мне не очень понятно».

Как правильно подобрать школу своему ребёнку?

«Взять лист бумаги и написать, на что вы категорически не согласны и что вы ищите. Вы согласны, чтобы на вашего ребенка кричали? Чтобы ваш ребенок выполнял чужую волю без объяснения причин? Вы согласны, чтобы, не дай бог, была опасность физического наказания? Наберется пунктов десять. В тот момент, когда у вас появится такой список, 90% школ отпадут автоматически. В зависимости от населенного пункта останется 3–7 школ. А дальше вы, как заказчик, выбирайте качество. Вы же, прежде чем пойти в театр, прочтете рецензию? Тут то же самое. Перед тем как ваш любимый человек отправится в школу, пойдите посмотрите, постойте на крылечке, поговорите с детьми, с родителями, которые выходят из школы. И конечно, привлеките ребенка к выбору, посоветуйтесь с ним, расскажите о нескольких вариантах. В этот момент происходит удивительная история — то, что называется принятием. И дальше ребенку будет легче, потому что этот выбор вы совершили вместе».

Задача взрослых- не испортить ребенку детство и не убить любопытство

«Ребенок рождается, и первое, что он делает — протягивает к нам руки. Он изначально воспринимает нас как самых лучших друзей. Не надо ни за что бороться. Это война, которая уже давно закончилась, а точнее, никогда не начиналась».

«И знаю абсолютно точно: человек рождается любопытным. Любой ребенок, выбрасывая игрушки из кроватки, рисуя на обоях, разбирая часы по винтикам, познает мир. Меня изумляют люди, которые говорят про своего семилетнего ребенка, что он ничем не интересуется. В таком случае у меня только один вопрос: как вам это удалось?. Это само произойти не могло. Ребенок весь мир хочет потрогать руками. Но ему один раз говорят: «Мама сейчас занята, сходи к папе». Второй раз: «Поговорим об этом через пару лет» и так далее. И вот к 7 годам своим безразличием ребенок как бы говорит: «Хватит. Дайте мне покой. Не то что я ничем не интересуюсь, это я с вами ничем не интересуюсь». В момент, когда у ребенка был интерес, они не протянули ему руку».

«Мы можем только любить. Быть просто любящим человеком. Когда мы начинаем любовью направлять, это уже не любовь, а манипуляция. Любить — значит слышать, следить, чтобы любимому человеку было комфортно, понятно, интересно, чтобы он получал ответы, когда у него есть вопросы. Этого уже достаточно».

«Родителям нужно принять, что ребенок приходит в этот мир полноценной личностью. Да, взрослея, эта личность будет приобретать новые черты и новые навыки. Но это уже личность! Человек не рождается маленькой скотинкой, как думают некоторые. Из него не нужно делать высшее существо. Задача взрослых — не испортить человеку детство, жизнь и не убить любопытство».


Источник