Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Почему опасно игнорировать необходимость онлайн-обучения? Стоит ли педагогам и руководителям держаться за привычные форматы занятий? Как системно решить проблему дистанционного обучения? Об этом пишет Альберт Зеличёнок, учитель математики лицея № 131 (г. Казань).
Время идет, и становится всё более очевидным, что жизнь в условиях пандемии COVID-19 — это всерьёз и надолго, а мы продолжаем работать так, будто эта неприятность недели через две закончится. В частности, педагогическое и непедагогическое руководство то и дело клянется лечь костьми, но не допустить ухода на «дистант», будто онлайн-обучение — главная опасность, которая может нас ожидать в сложившихся обстоятельствах.
Дальше — хуже. Обычно мнения учителей, работающих с детьми, и чиновников расходятся, но теперь «верхи» и «низы» слились в трогательном единстве. Педагоги точно так же пытаются абстрагироваться от действительности, ковидную эпидемию воспринимают как некую мелкую докуку и стремятся к единственной цели — минимизировать ее воздействие на собственную жизнь. Абсолютное большинство учителей категорически против перехода на дистанционное обучение. Даже кратковременного. Конечно, многое тут порождено элементарной недооценкой опасности — некоторые коллеги по физматлицею только в больнице под капельницей поверили, что ковид таки существует.
Однако гораздо важнее то, что учителя попросту не умеют работать онлайн — совершенно не представляют, как это делать. Например, учительница категории 65+, которую перевели на удаленку, тайком от директора пробиралась в класс, чтобы вести свой предмет в «реале», а не онлайн. Для этого ей приходилось предварительно пересечь пол-Казани в общественном транспорте, где половина пассажиров всегда без масок. И причина подобной самоотверженности не в том, что она такой уж трудоголик — просто не умеет эффективно работать онлайн. И не желает этому учиться.
Что же — страшнее «онлайна» зверя нет? Будем продолжать работать как привыкли, любыми правдами и неправдами сохраняя «живое» преподавание? Терять по пути учителей, которым не повезло заразиться и заболеть? Или нужно что-то делать с бессмысленным, косным, бесперспективным отношением учителей и чиновников к этой проблеме?