Фото: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Андрей Майданов, учитель физкультуры в МОУ СОШ с. Заречное, Ульяновская области, делится способом, как мотивировать учеников заниматься не только на уроке, но и дома.
Почему детям сложно заниматься дома
На уроках я всегда стараюсь стараюсь подтолкнуть ребят к самостоятельным занятиям. Рассказываю, как правильно составлять и выполнять различные комплексы упражнений, тренировки, как организовать место и режим занятий. Объясняю технику безопасности, другие основы физической культуры.
Но, чтобы дети начали заниматься дома, одних разговоров недостаточно.
Во-первых, ученики, как правило, не запоминают теорию, которую преподаватель дает на уроке — ведь они не ведут никаких записей. Да и домашние задания чаще всего фикция, потому что учителю сложно проверить качество его выполнения.
Во-вторых, чтобы что-то сделать, ребенку нужна цель — и лучше доступная, осязаемая и желанная. Для одного это хорошая оценка, для другого — слава спортсмена, для третьего — физическая красота.
В-третьих, преподавателю в любом случае необходимо строго контролировать самостоятельную деятельность школьника.
Как организовать самостоятельные занятия
В 2002 году в журнале «ФК в школе» я прочитал статью, в которой преподаватель рассказывал о дневнике физического самосовершениствования, который ведут его ученики. Я ухватился за эту идею: значительно переработал его структуру, подкорректировал цели и задачи в соответствии с моими взглядами. И вот, с 2003 года, все мои ученики, начиная с 5 класса, ведут «Дневник физического самосовершенствования».
В «началке» его заводить бессмысленно — дети в этом возрасте не могут реально оценить свои возможности. Они часто переключаются с одного вида деятельности на другой, а значит, не способны самостоятельно поддерживать режим занятий. А в средней школе ребята обычно уже способны сформулировать личные задачи, организовать режим дня и тренировок.
Основные разделы «Дневника физического самосовершенствования»:
— задачи на учебный год.
Это цель, которую ставит перед собой ученик.
— комплекс физических упражнений для самостоятельных занятий.
Средство достижения цели.
— оценка основных физических показателей.
Рефлексия.
Есть в дневнике и страница медицинских сведений, где школьники отмечают все свои заболевания и противопоказания к различным видам физической деятельности.
Строгих правил оформления дневника нет. Это поддерживает положительный эмоциональный настрой у детей и особенно нравится девочкам.
Какие результаты приносит дневник
Я регулярно проверяю дневники и замечаю, как с возрастом и опытом дети все четче и объективнее ставят цели и задачи, грамотнее распределяют режим, дозируют упражнения, становятся более крепкими, организованными.
Конечно, у пятиклассниковупражнения нередко не соответствуют задачам. В этом случае их корректирует учитель. В старших классах такие ошибки случаются уже редко, как и трудности с дозированием упражнений.
Я не идеалист и осознаю, что есть ученики, которые ведут дневник «для Андрея Владимировича», чтобы получить оценку. Есть и такие дети, которых нельзя заставить вести его и под страхом двойки. С ними приходится решать вопрос индивидуально: кому-то нужно дополнительно разъяснять задачу, а кому-то — дать индивидуальные задания на дом.
За годы работы с дневником я убедился: ученики, которые регулярно и сознательно его ведут, значительно опережают других школьников в знании основ теории и методики физического воспитания. Я уверен, что ребенок, который научился сам организовывать занятия физической культурой во внеурочное время, самостоятельно продолжит свое физическое совершенствование и во взрослой жизни.
Структура дневника
1 страница
- Фамилия, имя, класс;
- Возраст;
- Дата рождения;
- Дата начала ведения дневника;
- Дата окончания ведения дневника.
2 страница
Задачи на учебный год.
3 страница
Оценка основных показателей физического развития.
4 страница
Режим дня.
5 страница
Медицинские сведения:
- Группа здоровья (физкультурная группа);
- Заболевания;
- Рекомендации медработника;
- Пропущено дней по болезни (за каждый месяц).
6 страница
Рекомендации учителя физкультуры.
7 страница
Комплекс физических упражнений для занятий дома (составляет ученик с помощью учителя).
8 страница
Личные рекорды.
9 страница
Лист контроля ведения дневника.