Гравюра начала 19 века. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Сегодня многие родители недовольны школой и потому берут дело в свои руки, переводя детей на семейное обучение. Между тем еще 150-200 лет это была практически единственная форма начального образования в России. Рассказываем о дореволюционном опыте домашнего обучения, который окажется полезен в наши дни и поможет вырастить новых Пушкиных и Менделеевых.
«Береги честь смолоду»
В 19-м веке воспитание и мальчиков, и девочек строилось на принципах дворянской чести: они предписывали быть храбрыми, честными, образованными, сохранять самообладание в любой ситуации.
Воспитать достойного члена общества сложно без уважительного отношения к нему с самого детства. Именно этого часто не хватает в современной школе: учителя оскорбляют учеников, кричат на них, дети подвергаются буллингу со стороны одноклассников. А если ребенок не успевает по какому-то предмету или по натуре интроверт, то посещение школы может превратиться в постоянный стресс. К примеру, М.Ю. Лермонтов, будучи от природы замкнутым человеком, не смог учиться в пансионе при московском университете и продолжил обучение дома.
Домашнее образование и сегодня делает процесс обучения более комфортным и эффективным: ребенка не сравнивают с одноклассниками, не ставят плохих оценок. В таких условиях ему гораздо легче поверить в себя, почувствовать, что он значим, что его мнение учитывается.
Вырастить уверенного в себе, развитого, свободомыслящего человека можно только, уважая его личность.
Вовлеченность родителей
Домашнее образование предполагает высокую степень вовлеченность родителей в этот процесс. Конечно, это непросто — зато очень полезно для семейных отношений. Ведь, по статистике, в среднем современные родители тратят на общение с ребенком школьного возраста от пяти до 25 минут в день.
Сергей Львович Толстой (старший сын писателя) вспоминал, что отец и мать учили детей наравне с приглашенными педагогами. Уроки отца остались в его памяти на всю жизнь. Лев Николаевич очень интересно рассказывал, читал вслух, учил писать сочинения. А Пушкин, напротив сетовал, что отец отдал его на попечение французов-гувернеров, которые постоянно менялись.
Опыт показывает, что родителям необязательно иметь педагогическое образование для того, чтобы дать ребенку качественные знания: достаточно лишь обладать трудолюбием и бережно, внимательно относиться к ребенку.
К тому же в арсенале родителей куда больше инструментов, чем у педагога в школе: в образовательных целях можно гулять на природе, ходить на экскурсии, смотреть кино или играть в игры.
Если ребенку некомфортно в школе и вы решили перевести его на домашнее обучение, воспользуйтесь возможностью – проводите с ним как можно больше времени.
«Лучшая система – не иметь никакой системы»
Школа ставит детей и родителей в очень узкие рамки: первую половину дня дети проводят в школе, вторую – за уроками. В средней школе дети уже настолько загружены, что не имеют времени ни на занятия спортом, ни на хобби, ни на то, чтобы просто полениться.
Конечно, план занятий нужен. Но на домашнем обучении есть возможность составить для ребенка персональное расписание с учетом его особенностей. Например, дети-«совы» не могут эффективно учиться в утренние часы. Кто-то осваивает уроки по нескольким предметам каждый день, а кому-то проще выделить отдельные дни для математики и русского.
А еще в ежедневное расписание можно включить хобби. В 19-м веке занятия танцами, рисованием и музыкой считались не менее значимыми, чем академические науки. Современные исследования показывают, что хобби повышает уровень уверенности в себе, снижает стресс и активизирует творческое мышление. Школьная программа не может удовлетворить все потребности всестороннего развития ребенка. А дома у родителей есть возможность понять, что нравится ребенку, и дать ему возможность этим заниматься.
Важно не расписание занятий на неделю или день. Важен план, как вырастить гармоничную личность.
«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал»
Что дети в 19-м веке точно знали лучше, чем большинство современных школьников — так это иностранные языки. Учителя-иностранцы, жившие в дворянских семьях, часто вообще не говорили по-русски. Ребенок с самого раннего детства общался с носителем и легко выучивал один, два, а иногда и три языка. В 20-м веке исследования головного мозга показали, что способность легко усваивать несколько языков одновременно сохраняется у детей лишь до пяти лет. В более позднем возрасте этот процесс идет гораздо сложнее.
Современные дети, к сожалению, лишены возможности общаться с носителем языка ежедневно, хотя работа в этом направлении и ведется: открываются детские сады, где воспитатели говорят на иностранных языках, в семьи приглашаются воспитатели со знанием языков, есть возможность заниматься онлайн.
Но в большинстве случаев изучение иностранного языка начинается лишь со второго класса школы, и программа не позволяет овладеть языком на сколько-нибудь приличном уровне. Детям на уроках скучно, а родители часто и вовсе считают изучение языков необязательным.
Обучение иностранному языку лучше проходит не за партой, а в живой непринужденной беседе.
«И в летний сад гулять водил…»
Юношам и девушкам 21-го века катастрофически не хватает времени на прогулки и занятия спортом. Почти весь день они проводят, сидя за компьютером. Результатом такого режима могут стать снижение зрения, сколиоз, ожирение, нервозность, хроническая усталость.
Между тем учителя в 19 веке должны были ежедневно выделять время для прогулок и физических занятий воспитанников. Каждый дворянин должен был быть готов выйти на дуэль или защитить Родину с оружием в руках. Да и модные развлечения того времени — охота, верховая езда и даже танцы — требовали соответствующей физической подготовки.
Здоровью и физическому развитию девочек тоже уделялось большое внимание. Многие учились ездить верхом в дамском седле (что, кстати, гораздо сложнее, чем в обычном). Девицы должны были всегда держать осанку, чтобы выглядеть стройными и привлекательными. Анна Керн в своих воспоминаниях о детстве сетовала на гувернантку за то, что та каждый день, водила ее и кузину, гулять в парк «несмотря ни на какую погоду» и заставляла их лежать на полу, чтобы «спины были ровные».
Прогулки на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях по выбору ребенка также обязательны, как уроки математики и истории.
«Это мы не проходили»
В 19-м веке в перечне занятий для девочек было по крайне мере два «предмета», изучение которых и в 21-м веке принесло бы много пользы: рукоделие и ведение домашнего хозяйства.
Девочек учили шить, вязать крючком, вышивать нитками и бисером. Точение из кости и янтаря, миниатюрная живопись выполнялись дворянками на высоком, отнюдь не дилетантском уровне. Занятия рукоделием давали девушкам возможность овладеть уникальными профессиями и самим зарабатывать деньги. В начале 20-го века эти навыки помогли многим русским дворянкам пережить тяжелое время в эмиграции и приспособиться к новым условиям.
Сегодня, в век высоких технологий, нет необходимости самостоятельно шить одежду или мастерить мебель. Однако умение делать что-либо своими руками очень важно для развития личности ребенка. Если ребёнок учится рисовать, конструировать, моделировать или программировать, он получает готовый результат, который можно в буквальном смысле потрогать руками. Это вселяет уверенность, даёт ощущение самореализации и стимул для дальнейшего развития в творчестве, учёбе, карьере. Кроме того, психологически такие занятия учат переходить от задумки к практической реализации своей идеи.
Умение распределять доходы и контролировать расходы сейчас важно, как никогда раньше. Занятия по финансовой грамотности в школах (даже если они есть), как правило, не дают реальных навыков обращения с деньгами. В 19-м веке ответственные матери давали дочерям ценные уроки ведения домашнего хозяйства. Ярким примером можно назвать княгиню Евдокию Мещерскую, которая приучала дочь к «хозяйственному употреблению вещей». В своих записках под названием «Беседы с моей дочерью» она писала: «Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже и в нужном, чем войти в долг».
Домашнее образование дает больше возможностей для практического обучения и усвоения полезных житейских навыков.