Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Состояние окружающей среды привлекает все больше внимания как на уровне государств, так и на уровне обычных людей: психологи даже фиксируют новый вид тревожности — экологическую. При этом в России нет системного экологического образования — этим занимаются только некоммерческие организации и педагоги-энтузиасты. Вместе с экспертами разобрались, зачем детям и взрослым знания об экологии и как их получить в России здесь и сейчас.
Зачем нужно экологическое образование
Экологическое образование помогает людям справляться с проблемами, угрожающими окружающей среде: человек понимает, как «живет» планета, как взаимодействуют люди и природа, начинает осознанно контролировать свои действия.
Дмитрий Ермаков, доктор педагогических наук, профессор кандидат химических наук, заместитель председателя Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования: «Экологическое образование позволяет человеку осознавать ценность природы. Пока мы повышаем экологическую грамотность, но при этом климат меняется, сокращается биоразнообразие, ухудшается здоровье человека. Потому что люди к природе стали относиться еще более потребительски. Более культурно, но и более потребительски».
Кроме того, экологическое образование — например, уроки экологии — помогает ученикам поступать в вузы на профильные направления. Сейчас эту дисциплину в общеобразовательных школах не преподают — при поступлении на экологические специальности дети сдают биологию, химию или географию, но это не всегда отражает тот уровень подготовки, который требуется в университете.
Мария Гуреева, главный тренер сборной Москвы по экологии на олимпиаде школьников, заместитель директора московской школы № 14: «Экологию изучают в школах или классах с естественнонаучным уклоном. Если и есть факультатив, то он затрагивает только часть науки, связанную с деятельностью человека. Поэтому ребята не понимают, что их ждет в вузе, если они пойдут учиться на экологов».
При этом эксперты подчеркивают, что экологию сложно сделать обязательным предметом в школе. Повестка меняется так часто, что пришлось бы постоянно обновлять учебные программы. Формат дополнительных курсов подходит больше: на них допустимо проводить практико-ориентированные занятия, изучать современные тенденции. Но из-за большой учебной нагрузки далеко не все старшеклассники добираются до дополнительных занятий.
На каком уровне находится экологическое образование в России
Во ФГОС нет учебной дисциплины «Экология» — ее начали преподавать в 1993 году, но уже в 1997-м убрали из федерального компонента учебного плана, рекомендовали вводить только в 10-11 классах на факультативной основе.
Ирина Таранец, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова и ведущий специалист Экоцентра «Воробьевы горы»: «Уровень экологического образования в стране достаточно низкий, иногда — средний: знания оказываются поверхностными и часто интуитивными. В школе есть учителя-энтузиасты, заражающие детей идеей делать проекты, но это единичные случаи».
Учителей-энтузиастов поддерживают негосударственные фонды. Например, Фонд им. Вернадского в номинации «Экологическое просвещение» получает 500-600 заявок в год на гранты.
Алла Волынская, руководитель образовательных проектов неправительственного экологического фонда им. Вернадского: «Сильных работ много, но экологию учителя часто рассматривают утилитарно — подними бумажку, посади дерево. Экологии часто отказывают в роли отдельной науки, это такая служанка».
Но и без поддержки экоэнтузиасты за последние пять-шесть лет научились консолидироваться — созданы методические базы экологических уроков, работает центр экономии ресурсов, действуют волонтерские отряды, в которых школьники заботятся о природе своими силами.
Кроме того, для ребят проводятся олимпиады по экологии, государственные и частные. Благодаря Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаде «Ломоносов», Московской олимпиаде школьников ученики с удовольствием вовлекаются в научную деятельность.
Как решить проблемы экологического образования
Определиться с концепцией
Существуют натуралистическая, эколого-валеологическая, научная и другие образовательные концепции. Сторонники натуралистической, например, убеждены, что дети должны общаться с природой, изучать ее, не причиняя вреда, а приверженцы эколого-валеологической считают, что взаимодействие с природой начинается со здорового образа жизни. В школе чаще всего используют научную концепцию, считая, что теоретические знания спасут от экологических катастроф. Каждая концепция имеет плюсы и минусы и приведет к определенной образовательной цели.
Сделать экологическое образование непрерывным
Дети будут уважительно относиться к окружающей среде, если им будут транслировать экологические ценности с раннего возраста.
Мария Гуреева: «Основной минус нашей системы — нехватка часов, которые на изучение экологии выделяют в рамках основной программы. Это не дает сформироваться общей экологической культуре общества. Даже при внеурочной деятельности и кружковой работе люди не до конца понимают, зачем им нужна экология. Многие не осознают, что благодаря этому поймут, почему нужно вести здоровый образ жизни и экономить ресурсы планеты».
Внедрять экологическое мышление
В идеале каждый ребенок должен понимать, к каким последствиям приводят его действия. Эти представления формируются на разных уровнях абстракции: «если я подниму бумажку, то будет меньше мусора» — это более простой уровень, «собирая мусор, я строю устойчивый мир для потомков» — более сложный.
Эльвира Зинатуллина, руководитель эколого-просветительских проектов для школьников компании Ubirator: «Мне кажется, не хватает, чтобы сама среда образовательных учреждений приучала к экопривычкам: внедрению раздельного сбора отходов, ответственным закупкам, использованию многоразовых кружек. При правильном подходе эти действия станут такими же простыми и понятными, как чистить зубы по утрам».
Преподавать экологию современно
По мнению экспертов, учитель экологии должен быть открытым миру и новой информации — важно не только следить за меняющейся повесткой, но и использовать современные технологии обучения.
Алла Волынская: «Немаловажно, чтобы педагог разбирался в интерактивных технологиях, умел превращать любое занятие и мероприятие в игру. Но главное — способность быть в ресурсе, чтобы заряжать детей энергией и отдаваться уроку всем сердцем».