Экспресс-подготовка к экзамену по обществознанию: какой учебник выбрать?
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Что делать учителю, если выпускник решил сдавать ЕГЭ или ОГЭ по обществознанию в последний момент? На что обратить внимание при подготовке по «ускоренному» сценарию? Что входит в минимум, который должен освоить ученик? На эти и другие вопросы отвечает соавтор УМК «Сферы» издательства «Просвещение», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ГИА по обществознанию Татьяна Лискова.

Если сроки поджимают 

У подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию есть одна особенность: его выбирают не только выпускники, которые хотят связать жизнь с гуманитарными науками, но и те, кто действует по принципу «лишь бы сдать, а там разберемся».

Бывает так, что школьник определяется с тем, какие экзамены по выбору будет сдавать, буквально за несколько месяцев до итоговой аттестации. В этом случае времени на подробное изучение объемного материала нет, а главная задача учителя — дать основные знания и помочь ученику освоить главные компетенции и навыки.

Подготовиться к экзамену и сдать его на приличный балл все же реально. Педагогам, которые столкнулись с такой проблемой, советуем не паниковать, а спокойно оценить ситуацию и правильно расставить приоритеты в подготовке.

  1. Давайте задания для самостоятельного изучения.
    Одно дело — когда ученик мотивирован и готовится к сдаче ЕГЭ несколько лет. Другое — когда он решил сдавать экзамен по обществознанию «от безысходности». Несмотря на то, что профессионализм и успехи педагогов стали оценивать в том числе и по результатам ЕГЭ их учеников, задача преподавателя — обратить внимание выпускников на то, что они должны сами приложить усилия. Если школьники что-то забыли, то пусть найдут время повторить это самостоятельно
     
  2.  Умейте ориентироваться в актуальной обстановке. 
    И учить этому своих выпускников. В учебники, какими бы подробными они ни были, невозможно полностью вместить Конституцию, а также все законы и кодексы. Кроме того, в документы периодически вносят поправки, которые нельзя отразить в пособиях оперативно. Следите за информацией об изменениях в законодательной базе, экономике и социальной сфере и напоминайте о важности такого мониторинга ученикам.
     
  3. Следите за новостями. 
    Чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию, требуется не только разбираться в законодательстве и понимать суть ключевых понятий — необходимо еще хорошо ориентироваться в современной социальной, экономической, политической и правовой повестке. У выпускников этот навык часто хромает. Подтянуть «хвосты» поможет ежедневный просмотр новостных выпусков или телепередач с правовым уклоном, а также чтение новостей, публикуемых в электронных СМИ в разделе «Общество» и «Политика». 
     
  4. Мотивируйте учеников готовиться к урокам. 
    По опыту педагогов, некоторые ученики не понимают, что уроки по обществознанию — это часть подготовки к ОГЭ или ЕГЭ, и задают вопросы из серии «А когда мы будем готовиться?». Напоминайте детям, что все пройденное и разобранное в рамках школьной программы пригодится им на экзамене. 
     
  5. Не пытайтесь объять необъятное. 
    Задания в ОГЭ и ЕГЭ всегда ориентированы на школьную программу и базовые термины, которые присутствуют во всех учебниках из федерального перечня. Формулировки иногда меняются, но составители вопросов не требуют знаний на уровень выше школьных. Поэтому стоит взять за основу учебно-методический комплекс (УМК), в котором главная информация изложена лаконично, но емко, чтобы ее освоил даже самый неподготовленный ученик, а в дополнение привлечь другие материалы.

Какой УМК выбрать

При выборе «опорного» пособия следует обращать внимание на то, удалось ли его авторам вместить в минимальный объем максимум материала, который послужит прочной базой для подготовки к выпускным экзаменам.

Чтобы понять, насколько эффективно сработает пособие при подготовке, стоит учитывать следующие факторы:

  • Понятийный аппарат. 
    Понятия и формулировки, которые даются в учебнике, должны воспроизводиться в соответствии с тем, что есть в Конституции РФ или законах, чтобы застраховать от путаницы на экзаменах. 
     
  • Социальный опыт.
    В хорошем учебнике должна быть информация о современном состоянии и проблемах общества, в том числе российского, и нормах, по которым оно живет. Обязательно наличие описания сложившихся практик — от политики до социальной сферы. 
     
  • Практические задания. 
    Удобно, если после каждой главы в УМК даются вопросы для обсуждения, которые проверяют как теоретические знания, так и умение школьника рассуждать и соотносить их с реальной жизнью. Задания на анализ данных или исследования общества позволяют подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ ученикам с разными уровнем знаний. 

Одно из пособий, которое отвечает всем этим требованиям, — УМК «Сферы» (6-11 класс, авторы О. А. Котова, Т. Е. Лискова). Оно предназначено для подготовки как к ГИА — ЕГЭ и ОГЭ, — так и к ВПР. 

Чем удобен УМК «Сферы» для подготовки к ГИА

Учебник отличается сжатой подачей материала: один параграф занимает один или максимум два разворота. Во-первых, это позволяет быстро усваивать материал и тратить немного времени на подготовку. Во-вторых, современным школьникам, которые в большинстве своем не очень любят читать, морально легче справиться с таким объемом. 

В УМК входят: 

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • поурочные методические рекомендации;
  • тетрадь-тренажер (сейчас выпущены для всех классов, кроме 10-11-х).

Материал курса разбит на три больших блока: 

  • знаниевый; 
  • ценностно-нормативный;
  • деятельностный.

В УМК упор делается на разбор понятий и теоретических положений, базовых для социально-гуманитарных наук, а особый акцент — на самостоятельность и самоорганизацию учеников. Они должны освоить не только теорию, но и научиться ориентироваться — понимать и давать оценку — в информации о жизни общества из разных источников, будь то СМИ, научная и художественная литература или житейский опыт.

Чтобы подготовиться к экзамену, нужно внимательно изучить материал, который дается в УМК, а также ознакомиться с демоверсиями и полезной информацией на сайте ФИПИ.

Подробнее о сложностях, с которыми сталкиваются учителя обществознания в работе и как их лучше преодолевать, смотрите в вебинаре на канале «Просвещение. Поддержка».


Источник