Главные школьные страхи: чего боятся родители, дети, учителя и администрация
Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Учитель математики Сергей Веременко и психолог Виктория Шиманская обсуждают страхи, с которыми сталкиваются разные участники образовательного процесса, а также делятся советами, как с ними работать. 

Страхи родителей

Сергей Веременко:

«Страх — частая эмоция взрослых, когда они приходят в школу поговорить с учителем о своем ребенке. В первую очередь им страшно быть плохими родителями. Понимая это, я стараюсь дать им опору. Во-первых, благодарю за то, что они пришли поговорить и встреча состоялась. Во-вторых, говорю что-то хорошее об их ребенке».

Комментарий психолога

Родители могут говорить с учителем из двух позиций. Первая — забота, когда они хотят помочь ребенку справиться с трудностями.

Вторая — страх. Внутри они винят себя за неудачи ребенка, думают, что неправильно его воспитали, и неосознанно считают, что окружающие их осуждают за это. Это можно понять по самозащите, выражаемой через агрессию. Страх осуждения — глубинный: в первобытные времена человека могли выгнать из племени, когда он совершал что-то неправильное. Сейчас такой угрозы нет, но психика все равно реагирует.

Если вы видите такую позицию, не говорите: «Вы, наверное, боитесь показаться плохими родителями». Начините с поддержки, например: «Спасибо вам за вашего сына. Вы очень хорошие родители. Он так увлечен предметом и действительно переживает». Эти слова создают атмосферу безопасности и рушат барьер. Можно добавить идентификацию: не просто «Коля хороший», а «Ваш Коля хороший», чтобы родители почувствовали свою значимость. 

Страхи детей

Сергей Веременко:

«У детей есть два больших страха. Первый — быть замеченным: задать вопрос, ответить, высказать позицию. Он может быть таким сильным, что, например, 5–7-классник боится спросить, в какой тетради писать, нужно ли сдавать ее. Вместо того, чтобы просто уточнить у учителя, он теряет часть урока, тревожась и думая, что делать. 

Второй — страх ошибиться и получить осуждающую реакцию от учителя и одноклассников. Чтобы ошибки не ощущались невыносимыми и бьющими по личности, я провожу аналогию со спортом: «Гантели в этот раз не подняли, но ничего страшного. Повторим еще раз и получится»». 

Комментарий психолога 

Учителям нужно объяснять, что урок — это пространство познания, а получить оценку — не единственный способ проявить себя.

Как себя проявляет ученик:

  1. Тянет руку и отвечает на вопрос. 
  2. Решает это в тетради. 
  3. Может это обсудить. 
  4. Спросить, когда что-то непонятно. 
  5. Предложить тему для следующего урока.
  6. Предложить другой  способ решения.
  7. Помочь учителю в организовать что-то.

Обсудите это вместе с детьми и сделайте памятки на классном часе. 

Подчеркните, что ошибка не равно наказание. Метафоры — это хороший способ снять тревогу. Мне нравится аналогия с экспериментом с лампочкой. Она загорается при правильном ответе и иногда для этого нужно несколько попыток: «Лампочка не загорелась, это нормально, продолжаем эксперимент. Какие еще идеи?» 

Страхи директора

Сергей Веременко:

«Директор школы — это работа с колоссальной ответственностью за образовательный процесс и жизнь каждого ребенка. Давление исходит от управления образования, района, родителей, учителей и самих детей. Ведь директор — это последняя инстанция, где можно что-то решить, и тот, кем пугают всех школьников». 

Комментарий психолога

Управлять через страх гораздо проще, чем через доверие, поэтому часто директора монстретизируют, делая из него главного босса и злого полицейского. Однако запугивание — это непродуктивный метод мотивации.

На отношение детей и родителей к директору влияют учителя. Вместо того, чтобы превращать его в монстра, стоит показывать уважение. Начать можно с того, что мы идем к директору, потому что ценим его опыт, принципы и подход в работе. Пусть учителя по-разному это выражают, но идея должна быть общей для всего педагогического коллектива.

Страхи учителей

Сергей Веременко:

«В начале работы в школе я очень боялся ошибиться при детях: неправильно решить или не ответить на вопрос, потому что чего-то не знаю. Сейчас я с легкостью к этому отношусь. Даже если не знаю, как правильно, мы вместе обращаемся к интернету или я прихожу с ответом на следующий урок.Такое случается нечасто, но в целом нормально, когда ты что-то не знаешь или забыл. 

Иногда выходит забавно: решал одну и ту же задачу уже 25 раз, а потом переклинивает и вообще не помнишь, откуда что берется. Или говорю ученикам: «Это же самое важное, что может быть, ну, как ты мог здесь ошибиться?» И через секунду сам ошибаюсь в этом месте. В такие моменты помогает самоирония: «Слушайте, а чего я от вас хочу, если я сам ошибаюсь?» Своим примером я показываю, что ошибиться может каждый и это нормально». 

Комментарий психолога 

Как учителю справиться со страхом ошибки:

  1. Понимать и принимать, что ошибаться можно и это нормально.
  2. Не скрывать от учеников, если ошибся. 
  3. Разрешать себе прямо говорить, если чего-то не знаете и откладывать ответ на вопрос до следующего урока. 

Источник