Хватит пенять на детей — пишите правильно сами! Что происходит с грамотностью педагогов?
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Дискуссии о языковой культуре школьников ведутся давно — по мнению заслуженного учителя России Александра Снегурова, грамотность учеников в последние несколько лет стремительно ухудшилась. Однако и сами учителя зачастую достаточно вольно обращаются с «великим и могучим», а иногда и вовсе допускают непозволительные ошибки. В Международный день родного языка разбираемся, можно ли считать современных российских педагогов грамотными.

В чём проблема

Далеко не все преподаватели могут разговаривать и писать без ошибок. И если в каких-то случаях это можно проигнорировать, то в основной массе такие оплошности (особенно в письменной речи) бросаются в глаза и вызывают недоумение. Чего стоят «ляпы» учителей на педагогических форумах и в школьных чатах: 

«Прошу ПРОЩЕНИЕ», «Они УСНО занимались?», «Уважаемые родители, решите пожалуйста вопрос с КАТРИДЖЕМ», «Ваш ребенок и так мечется СРЕДИ вас и детей», «Родители, давайте ОБЬЕДИНИМ наши усилия».

Неграмотность, выставленная на всеобщее обозрение, коробит даже людей без педагогического образования. Тем не менее, подобные случаи имеют место.

К примеру, учитель может не ориентироваться в написании -тся и -ться:

«Пока в сми будет негатив об учителях, пока родители не НАУЧАТЬСЯ понимать, что это читают их дети, у которых формируется отношение к школе и учителю соответственное, ничего не изменится». (Образовательная сеть nsportal.ru, форум педагогов на тему «Учитель — это престижно?»).

А может и путаться в частях речи:

«Что значит современный? ПО-МОЕМУ МНЕНИЮ, это и совершенно новый, и в то же время не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный урок». (Образовательная сеть nsportal.ru, форум педагогов на тему «Современный урок. Каким он должен быть сегодня?»).

Всем ли быть грамотными

Разумеется, все родители хотят видеть рядом со своими детьми идеального педагога, но вот вопрос: стоит ли требовать от математика, который прекрасно разбирается в своем предмете, отличного знания правил русского языка?

По мнению кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и литературы Дальневосточного федерального университета Натальи Милянчук, для учителей всегда был характерен разный уровень грамотности:

«Я не считаю это проблемой именно нашего времени. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы все учителя говорили правильно, но, к сожалению, это нереально — причем так было всегда. Мне кажется, когда специалист хорошо знает свой предмет, когда его речь эффективна, то ничего страшного, если он, например, где-то неправильно поставит ударение или не так употребит деепричастный оборот. Конечно, безупречен имидж того преподавателя, который говорит без ошибок. Но это еще не означает, что он может заинтересовать учеников, установить контакт с ними. Так что это очень тонкий вопрос», — отмечает специалист.

Насколько грамотны учителя-словесники

Как оказалось, педагоги-словесники тоже не всегда могут похвастаться тем, что отменно знают русский язык. Оставляя сообщения на просторах интернета, многие не считают нужным следить за сказанным или написанным.

Иногда они просто не справляются с грамматическими конструкциями и не ориентируются в знаках препинания:

«В этом году закончила вуз по специальности педагогическое образование (русский язык и литература). К концу учебы поняла, что боюсь идти работать в школу. Однако в июне УСЛЫШАЛА от одногруппников О ТОМ, что необходимо подтвердить полученный диплом, в противном случае он „пропадает“. Поэтому НЕ ДОЛГО думая (вероятно, в этом и проблема), я начала искать вакансии в школе». (Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su, форум педагогов на тему «Работа не в радость. Что делать?»).

Или нарушают устойчивую сочетаемость слов:

«Почитав комментарии, в который раз УБЕЖДАЮСЬ УМУ Николая Александровича Зайцева, педагога-новатора, который говорил: оценки — вредны, они убивают деятельность ребенка». (Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su, форум учителей русского языка, литературы, МХК — русский язык на тему «Дети не умеют писать сочинения»).

Но бывает, что словесники делают банальные орфографические ошибки или выражаются просторечно.

«Я вот ЩАЗ поставлю вам (якобы знатоку текста Достоевского) ВАЩЕ КАНКРЕТНЫЙ вопрос: какому герою „Преступления и наказания“ автор на протяжении текста меняет имя?». (Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su, форум учителей русского языка, литературы, МХК — литература на тему «Как приобщить детей к чтению? (поделитесь методами и приемами)»).

«Конечно, грубые просторечия в речи словесников недопустимы. Но не хотелось бы вешать ярлыки: я знаю многих учителей русского языка, которые хорошо говорят, умеют работать с детьми, доносить до них содержание своего предмета. В целом эти люди выполняют довольно тяжелую работу. Речевые и орфографические ошибки не свидетельствуют о профнепригодности», — считает Наталья Милянчук.

Как победить учительские «АШЫПКИ»

Эксперт считает, что говорить стоит не о неграмотности педагогов, а о недостаточно высоком уровне культуры речи. 

«Чтобы повышать грамотность педагогов, нужно делать учительскую среду более продвинутой, творческой, давать учителям больше возможностей. Важно, чтобы у них было время, силы и желание развиваться и заниматься чем-то помимо рабочей рутины. Сейчас существует огромное множество различных интересных онлайн-курсов, видеоблогов, подкастов, других источников информации — любопытных, полезных, веселых», — отмечает специалист.

Кроме того, на курсах повышения квалификации всем учителям-предметникам уже достаточно давно преподают культуру речи педагога.

В рамках предмета учителя изучают нормы орфоэпии, словоупотребления, грамматики, а по окончании курса проходят тестирование. По мнению эксперта, это достаточно продуктивный путь решения проблемы.

«В школу не всегда идут работать лучшие из лучших, но ничего плохого в этом нет, — уверена специалист. — Отличник-суперинтеллектуал не всегда здесь приживается. Чтобы работать учителем, нужно иметь определенный характер — ориентированный на контакт с детьми, развернутый в сторону их интересов. А люди, погруженные в науку, тексты, — больше интроверты. Поэтому в педагогике им зачастую сложно, а иногда даже невозможно работать. У выпускников попроще есть масса своих плюсов — они тоже достаточно грамотные люди, при этом хотят расти, развиваться и повышать свой профессионализм». 

По мнению ученого, для того чтобы повысить общий уровень речевой грамотности — не только педагогов, но и работников других сфер, — необходимо создавать соответствующие условия. Государству нужна система дополнительного образования, включающая различные формы обучения русскому языку, а точнее, его грамотному и эффективному использованию в самых разных сферах. И эта система должна давать всем желающим возможность не только повышать свою языковую грамотность, но и учиться использовать родной язык в качестве инструмента профессиональной и творческой самореализации.


Источник