Wikimedia Commons
Современники считали его сумасшедшим и смеялись над его идеями. Долги и безденежье были его верными спутниками на протяжении всей жизни. Но через десятки лет учение чудаковатого швейцарца легло в основу современной педагогической теории и практики. Это история Иоганна Песталоцци, жившего больше 200 лет назад, и того, как его идеи изменили взгляды общества на воспитание детей.
К своим 40 годам Песталоцци вполне осознал свое предназначение — быть воспитателем. Ему не удалось реализовать себя на юридическом поприще, да и с коммерцией не задалось. Зато, занимаясь с детьми, Песталоцци забывал обо всем на свете. Ему нравилось размышлять о развитии ребенка, о методиках образования, видеть, как дети учатся новому и меняются день ото дня. Он и сам оставался ребенком, и, как считали многие, был так же, как они, не приспособлен к жестокому материальному миру: слишком мягкий, открытый, доверчивый, мечтательный, идейный и абсолютно непрактичный.
Дом, где царит любовь
Песталоцци родился в 1746 году в Цюрихе, в семье хирурга и, когда отец умер, оказался на попечении матери. Женщина была в полной растерянности: внезапно она осталась одна с тремя детьми, без средств к существованию. Если бы не служанка Бабэль, которая вела дом и хозяйство, семейству пришлось бы совсем туго. Денег катастрофически не хватало: все уходило на еду и хозяйственные нужды — ваксу и уксус (чистота была для Бабэль «идеей фикс»). Поэтому дом блестел, а дети всегда ходили чистыми и причесанными. Никто не должен был даже догадываться, что у семьи финансовые проблемы.
Но самое главное: в доме жила любовь. Мать любила своих детей безмерно и готова была каждого спрятать от всех невзгод под подолом собственной юбки. К ней ходили плакаться и радоваться, жаловаться на других и делиться секретами. Эту мягкость и невероятную доброту Иоганн впитал с малых лет. В семье его считали слишком чувствительным мальчиком и оберегали больше всех. Он мог отдать свой завтрак нищему и расплакаться навзрыд над трогательной историей.
С дедом мальчику повезло не меньше, чем с матерью. Тот был приходским священником и очень любил свою паству. Люди шли к нему бесконечным потоком за благословением или советом, и Песталоцци с малых лет видел, как доброта и желание помочь могут изменить жизнь других людей. Благодаря деду он начал писать, считать и полюбил учиться. Ему казалось, нет на свете ничего занимательнее, чем узнавать новое, искать ответы на смешные и сложные дедовы загадки.
А потом началась школа.
Школа как пытка
Тщедушный мальчик с большими глазами быстро стал школьной «знаменитостью». «Бестолковый Песталоцци», «глупый Иоганн», «лентяй и соня» — как его только не называли учителя. Большинство из них раздражались на ребенка из-за необычного поведения: что это за мода — задавать учителю вопросы? Откуда все эти «зачем, для чего, почему?». Единственное, что требуется от ученика — зубрить и отвечать на вопросы учителя. А не спрашивать самому.
Иоганну было плохо в казенной школе. Он будто попал в зазеркалье и не понимал, почему школьный мир, где он должен был познавать новое, обернулся вечными криками и насмешками от суровых учителей и бесконечной зубрежкой. Он плакал, когда его обзывали и наказывали, когда били и бросали одного. Никому в этой школе не было до него дела. Он скучал по дому, отдраенному до блеска руками Бабэль, по матери, ее запаху и шуршащим платьям, по деду, занятиям и играм с ним.
Горе-юрист
Выбор юридической стези казался Иоганну закономерным: он жаждал защищать бедных, обманутых, брошенных. Он был идеалистом и мечтал о будущем, в котором все люди будут равны. Ради этого он был готов голодать, носил самые дешевые вещи, спал на досках и крайне истощил свое тело.
У Песталоцци был близкий друг, разделявший его идеалы, — Каспар Блюнчли. Тяжело заболев и чувствуя приближение смерти, он взял с Песталоции обещание бросить юридическое дело: друг был уверен, что доверчивость и наивность не доведут Иоганна до добра. Песталоцци сдержал обещание: вместо карьеры в судах он купил землю (для этого пришлось потратить отцовское наследство и еще взять кредиты), построил дом в расчете на большую семью и начал заниматься «новым земледелием».
Работая с крестьянами, общаясь с бедняками, Иоганн с болью наблюдал за их детьми — невоспитанными, необразованными, грубыми и грязными. Что их ждет? Разврат, преступления, тюрьма. Если бы их любили, ими занимались, образовывали — причем не из-под палки, а учитывая их интересы, — эти грязные хулиганы могли бы вырасти приличными людьми. Эти мысли его не оставляли.
Пришел день, когда в его дом постучалась приставы. Он прогорел и остался должен банкиру. Долг закрыли приданым его молодой жены Анны: она верила в мужа и его идеи. Но что делать дальше? Огромный дом построен, есть земля — не слишком плодородная, но все же. Почему бы не организовать школу с проживанием? Дети будут жить, работать и постепенно перевоспитываться. Получив одобрение супруги — она к тому времени уже растила их первенца, — Песталоцци собирает под своей крышей около 50 детей разного возраста и начинает воплощать свои идеи в жизнь.
Новая наука
Песталоцци считал необходимым одновременно развивать все природные силы и способности ребенка. Только так можно сформировать гармоничного человека, который будет жить в согласии с природой. Поистине революционной для того времени была идея о том, что нужно стимулировать самостоятельную умственную деятельность ребенка — в то время как главным педагогическим методом, применяемым повсеместно, была зубрежка. Песталоцци же настаивал, что ребенок должен постигать мир сам: наблюдать и участвовать, а не слепо полагаться на книги и чужие слова.
Позже Песталоцци выделит три основных способности, определяющих человеческую личность: способность мыслить, способность создавать и способность чувствовать.
«Природа создает ребенка как неделимое целое, как действительно органическое единство с разносторонними нравственными, умственными и физическими задатками. Она безусловно хочет, чтобы ни один из этих задатков не оставался неразвитым».
Песталоцци особо отмечал роль учителя. Этот человек помогает ребенку превратить «беспорядочное нагромождение впечатлений» в четкие и ясные понятия. Главная задача учителя — пробудить и поддержать интерес к учебе. А конечная цель обучения в теории Песталоцци — формирование логичной картины мира.
Первые педагогические опыты
Пятьдесят детей, знавших в жизни только голод, побои и крики, поначалу не реагировали на ласку и хорошее обращение в доме Песталоцци. Многие из них уже обзавелись дурными привычками, почти никто не знал, что такое мыло, и не имел обыкновения мыться. Но Песталоцци, вечно стесненный в деньгах, строго следовал принципу Бабэль: «Чистота скрывает бедность». И упорно учил детей ухаживать за собой.
Своей цели он добивался без криков, телесных наказаний и морализаторства. Учебные дисциплины вводились постепенно. Число, форма и слово были исходными элементами для обучения. Дети изучали звуки и составляли слова, постигали свойства чисел и практиковали счет, занимались простейшими измерениями, учили геометрию и рисовали, а также пели, узнавали азы географии и природоведения. Песталоцци разработал для них специальную суставную гимнастику на базе свойственных детям движений и считал ее основой физического воспитания ребенка.
При этом дисциплина и распорядок дня в доме соблюдались неукоснительно. Старшие помогали младшим, все дети трудоспособного возраста работали по мере сил. Иоганн считал нужным обучить их полевым работам и ремеслу. Дети своими руками создавали то, что можно продать на рынке и заработать деньги на свое обеспечение.
Через год воспитанники Песталоцци изменились до неузнаваемости. Чистые, вежливые, доброжелательные, они называли Иоганна отцом, а работавшую вместе с ним Анну — матерью. Успехам великого педагога можно было бы радоваться, если бы не бедственное финансовое положение огромной «семьи». Денег не хватало даже на то, чтобы регулярно питаться. Песталоцци отказывали в кредитах, по городу пошел слух, что он сумасшедший. В конце концов, просуществовав чуть больше шести лет, школа Песталоцци закрылась по финансовым причинам.
Позднее признание
Закрытие школы было сильным ударом. Иоганн боялся выходить из дома и выезжать в город. От него отворачивались люди, мальчишки со свистом бежали следом, а он, будучи не в силах сдержать слезы, старался побыстрее убраться к себе. Если бы не Анна, он, вероятно, действительно сошел бы с ума. Жена верила ему и поддерживала во всем. Именно она убедила его записывать свои мысли и теории. Одна за другой стали выходить книги Песталоцци, и это привлекло к нему внимание ученых коллег. За консультациями к педагогу стали приезжать учителя из Цюриха и других крупных городов.
Наконец, спустя 20 лет, Песталоцци получил место в школе в Бургдорфе, а в 1800 году при поддержке друзей открывал Бургдорфский институт, где собирал коллектив единомышленников. Через год вышла его самая известная книга — «Как Гертруда учит своих детей», — и «метод Песталоцци» стал широко известен. Богатейшие люди Франции, Англии, Италии привозили маэстро своих отпрысков, чтобы те получили полноценное развитие, воспитание и образование.
Песталоцци преподавал еще 25 лет. В 1825 году его соратники перессорились, снова начались проблемы с финансированием, и институт (к тому времени он переехал в Ивердон) закрылся. После этого Песталоцци прожил еще два года в поместье в Нейгофе, дописывая свои сочинения.
В самом конце жизни ему все-таки удалось осуществить свою мечту. Будучи больным стариком, Песталоцци отдал гонорары от издания своих книг на открытие школы для детей бедняков.