Как сочетать академизм и новаторство? Каким образом можно грамотно внедрять индивидуализацию в обучение? Чем заслужить уважение педагогов и родителей? Об этом и многом другом специально для рубрики «Директорская» рассказала Ольга Михайлова, директор Новой Черноголовской школы.
Особенное место
Подмосковная Черноголовка — наукоград, в котором работает девять научно-исследовательских институтов. В городе много академиков, кандидатов и докторов наук, выпускников ведущих вузов. Они приехали сюда в свое время создавать институты, здесь же и остались, обзавелись семьями и создали место для жизни со всей инфраструктурой. В Черноголовке была база подготовки международных олимпиад по физике, а городские школы входили в систему РАО. Нужно ли говорить, что в такой среде и качество образования всегда оставалось на высоком уровне.
Наша школа работает всего четвертый год, и, несмотря на молодость, мы остаемся верны традиционному для Черноголовки академическому подходу. К инновациям подходим с большой осторожностью: прежде чем запустить что-то новое, много раз все проверяем и после тщательного анализа внедряем новшества. Например, разрабатывая систему индивидуальных образовательных планов в старших классах, мы скурпулезно отслеживаем, как обстоят дела с предметами базового уровня: сначала проверяем, не превращается ли их преподавание в профанацию, и только потом уже занимаемся выстраиванием межпредметных связей.
Наша школа частная, и оттого мы, с одной стороны, свободнее в принятии педагогических решений — у нас маленькие классы, есть больше возможностей реализовать индивидуальный подход к ребенку, мы более мобильны и даже можем отказаться от домашних заданий по некоторым предметам. С другой стороны, я чувствую больше ответственности перед детьми, родителями, учителями.
Еще одна особенность частного учебного учреждения в том, что большую роль в жизни школы играют ее основатели. Наш учредитель — АО Фирма «Август», производитель средств защиты растений, и школа — это благодарность городу, давшему многим сотрудникам компании карьерный старт. Многие помнят Черноголовку как один из флагманов физико-математического образования в стране и хотят, чтобы у их детей тоже была возможность здесь, дома, получать образование высокого качества. Сейчас «Август» покрывает половину расходов школы, а с сентября большинство учащихся будет получать стипендии на оплату обучения. Для некоторых детей она будет компенсирована почти полностью. Кроме того, сейчас мы с помощью учредителей заканчиваем строительство нового здания школы.
Полноценное образование
У нас в школе классы небольшие — максимум 16 человек. Казалось бы — отличные условия для индивидуального подхода к каждому ребенку. Однако, не так просто сразу охватить им всю школу, и мы это делаем поэтапно.
Пока с младшими классами индивидуализация осуществляется на уровне внеурочной деятельности. Есть дети, которые выбирают кружки по программированию или математике, а кто-то — познавательный русский язык. На уроках английского ученики делятся на подгруппы по темпу деятельности и успешности освоения языка, что делает обучение максимально эффективным.
Перед поступлением в 10 класс, дети выбирают предметы для углубленного изучения, для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план. Например, для детей, которые для сдачи ЕГЭ выбирают информатику и профильную математику, формируют мини-группы, и они изучают эти дисциплины на продвинутом уровне.
Нам, однако, не менее важно, чтобы дети познакомились со всеми предметами, потому что главная задача школы — формирование богатой картины мира. Поэтому мы не отказываемся от преподавания остальных дисциплин, но, чтобы к ним был живой интерес, выстраиваем такие уроки иначе, более творчески. Например, устраиваем дискуссии на обществознании, «перевернутый класс» на астрономии, смотрим фильмы на английском и не задаем домашку. На таких уроках у детей есть возможность обсуждать с учителем темы, которые их действительно волнуют, а не навязаны обязательной программой.
Наша задача сделать так, чтобы эти предметы не были тягостной обязаловкой, но все же принесли ребятам пользу.
В следующем году, после переезда в новое здание, мы собираемся ввести элементы поточно-группового обучения уже с 6 класса.
Проект — личный почерк ученика
На общешкольном слете. Научный квест.
Проектная работа — наше все, и мы трепетно относимся к ее организации. В школе уже устоялся следующий алгоритм: ученики выбирают тему и определяют, что они могут интересного открыть для себя в этой области. Затем выбирают руководителя проекта — им может быть школьный учитель или человек не из школы, например родители или знакомые семьи (ведь многие из них — научные сотрудники наших институтов). Дети сами определяются с тем, насколько много помощи им требуется, — одним она вообще не нужна, других достаточно просто направить, а третьих надо плотно опекать. В каждом проекте виден «почерк» конкретного ребенка, отражение его заинтересованности и мотивированности.
Например, в прошлом учебном году ученик выполнял проект по свечению химических веществ. Началось с интереса ребенка к светлячкам, а вышли на спектр свечения гниющих продуктов. В итоге ученик и учитель опубликовали в соавторстве научную статью в журнале «Физика в для школьников».
После пандемии появилось много проектов в области психологии и социологии. Например, недавно я отвечала на опросник детей по поводу своего самочувствия и изменений в профессиональной деятельности в период пандемии.
Школьные проекты — это работа индивидуальная, максимум — в парах. Но есть у нас фишка — летом, в июне, мы организуем образовательную экспедицию. И здесь ребята уже работают в группах.
Для этого мы заранее определяем место для выезда «в поля» и предлагаем детям темы будущих проектов, чтобы они успели хорошо подготовиться. Так, в экспедиции в Переславль-Залесский, и ребята воплотили в жизнь много творческих проектов: они измеряли площадь Плещеева озера, сопоставляли старинные фотографии Переславля с современными, узнавали историю объекта на фото. Еще снимали историческое кино и проводили биологические исследования.
Главное, чтобы каждый ребенок в проектной деятельности достигал личных результатов. Для одних это умение ставить цель и планировать работу, для других самый важный этап — это отрефлексировать, что удалось сделать за время работы над проектом.
Политика открытых дверей
Для меня принципиально важная вещь — открытость школы. Все проблемы — от непонимания смысла каких-то действий или изменений. Поэтому мы тесно контактируем с родителями: проводим для них мастер-классы, семинары. Учебный год начинается в последнюю субботу августа с общего слета для детей, учителей и родителей. Они также знают, что они могут прийти ко мне в любой момент с любым вопросом.
С открытия школы в 2017 году мы обитаем в крошечном помещении — 83 ребенка и 600 метров на всех. Сами условия побуждают к тому, чтобы быть сплоченнее. Но уже в сентябре этого года мы планируем переезжать в новое здание и удвоить количество учеников. Тем не менее максимальная загрузка школы составит не более 350 человек, и в новом здании для всех будет непривычно просторно.
Если честно, то я с осторожностью отношусь к переезду. Сейчас мы в очень плотном контакте друг с другом, многократно встречаемся, у нас политика открытых дверей. Изменение пространства, конечно, может повлиять на атмосферу. Но надеемся, что все же архитектура поможет сохранить наши традиции открытости. Например, огромный атриум нового здания, станет местом сбора и общения.
Директорская
Как привлечь дополнительное финансирование в вашу образовательную организацию? Как не выгореть, будучи руководителем? Как создать настоящую команду и эффективно управлять ей? Эти и другие темы — в уникальной программе переподготовки для руководителей образовательных организаций «Директорская». Регистрация по ссылке.
Уважение превыше всего
Уважение — это основа всех отношений в школе. И оно должно идти в первую очередь от учителя к ученику, а не наоборот. Это побуждает ребенка к ответному шагу.
Отбор учителей в нашей школе строгий. Педагог, прежде всего, должен отлично владеть предметом, иначе мы его не рассматриваем. Кандидаты обязательно проводят пробные уроки, и мы оцениваем, как они общаются с детьми и работают с коллективом. На таких занятиях всегда присутствует психолог, который дает свою экспертную оценку. Ведь если у кандидата что-то не получается, важно понять, готов ли он этому учиться.
Мы стараемся обеспечить условия для развития своих преподавателей и пробуем разные формы повышения квалификации. Одним из таких проектов стал КПД — Клуб педагогических достижений. Это площадка для обмена опытом, мнениями, новостями в области педагогики, где за чашкой чая педагоги обсуждают свои профессиональные интересы. Так, недавно, учителя обучили друг друга работать с игровой платформой «Kahoot!». Коллеги делятся техниками самопомощи при утомлении, дискутируют о плюсах и минусах «перевернутого класса».
Директор — это тот, кто рядом
Мне кажется, что для директора очень важно не отрываться от детей и учителей, понимать, чем они живут и дышат. Поэтому для меня важно оставаться учителем математики, каждый день входить в класс, понимать, что я могу дать детям что-то новое, видеть, как они растут. Преподавание помогает мне и в общении с совершенно разными людьми уже в статусе директора. У меня управленческое образование, но грамотно выстраивать коммуникацию я научилась именно в классе.
Я достаточно вспыльчивый человек, и для меня оказалось важным приобрести умение держать себя в руках и не реагировать на события сгоряча. Если ситуация действительно острая, то я сначала даю ей немного улечься у себя в голове, а уже потом действую.
Я не могу назвать должность директора финальной в моей карьере. Но я понимаю, что даже если перестану управлять школой, то вряд ли уйду из педагогики. Мне, например, интересно направление работы, которое связано с развитием городского образования, и, возможно, это станет следующим этапом в моей профессиональной жизни.
Ольга Михайлова, директор Новой Черноголовской школы (Москва)
Какой вы руководитель?
Достаточно открытый.
Каким вы видите идеального руководителя?
Идеальный руководитель создает условия для работы и вдохновляет на подвиги.
Что самое сложное в работе руководителя?
Разделять дружеские и рабочие отношения. Приходится с собой договариваться — здесь я мама, а здесь не мама, когда работаю у своих детей. Здесь я директор, а здесь подруга.
Продолжите фразу «Если бы я раньше знала… то сейчас бы сделала иначе»
Я анализирую свои ошибки, но я бы ничего не исправляла в своей жизни.
Быть директором — это профессия или призвание?
Это профессия, которая для многих становится призванием.
Один совет для коллег?
В круговороте директорских дел легко потеряться, поэтому необходимо давать себе передышку. Это поможет собраться с мыслями, увидеть перспективу и скорректировать свой жизненный курс.
Другие ответы: Алексей Голубицкий, директор Школы будущего (Калининградская область), Дарья Тимощук, основатель SmartFox, Ольга Чельцова, директор Классической гимназии (Калининградская область).
Партнерский материал