Истина всегда где-то рядом, или Как и зачем изучать историю в школе
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

«История — не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Этот афоризм великого русского историка В. О. Ключевского как нельзя более точно описывает современную ситуацию с изучением истории в школе. Можно ли преподавать историю так, чтобы она не превратилась в череду бесконечных дат и правителей? Реально ли сохранить при этом научную объективность, да еще и принести пользу детям? На эти вопросы отвечает доктор педагогических наук Александр Могилев.

История всегда субъективна — и как наука, и как школьный предмет. Она почти никогда не отражает непреложное научное знание об исторических процессах и событиях. Как бы мы к этому ни относились, история всегда обслуживала идеологические установки, выгодные в данные момент политической элите государства. А точнее — группе высших чиновников, влияющих на образовательные стандарты, отбор и утверждение списка учебников.

Неудивительно, что история часто становится способом манипуляции людьми и общественным сознанием. Еще Плутарх отмечал, что в исторических событиях невозможно проследить точные причины и найти конечные истины. В результате само предметное содержание истории колеблется, как некогда говорили, «вместе с линией партии». 

А еще у многих школьных учителей есть личные предпочтения в трактовках исторических событий. Поэтому то, что написано в учебниках и стандартах, далеко не всегда определяет, как пройдет урок. В итоге история в школе преподается даже не по утвержденному государством учебнику, а в соответствии со вкусами и установками конкретного учителя. 

Совершенно естественно, что уроки истории у молодых учителей и учителей старшего поколения проходят по-разному (это заметно даже по статьям и комментариям на Педсовете). Но действительно ли это проблема? Нисколько. Традиционный подход к преподаванию истории в школе настолько себя изжил, что такие уроки просто не оставляют заметного следа в сознании школьников. Был урок или не был — никакого особого влияния на знания и тем более ценности и взгляды школьника это не оказывает. Неслучайно массовые опросы выпускников показывают, что те, кто не готовился к ЕГЭ по истории, не могут ответить на простейшие вопросы — кто такой Ленин, когда была гражданская война или наполеоновское нашествие?

Что делать?

Вариант первый: свести историю к заучиванию дат

Самый простой (и неправильный) подход — свести изучение истории к запоминанию дат. Казалось бы, это решит проблему необъективности исторического знания: даты — это его непреложная, обязательная основа. Правда, в этом случае история превращается в бесконечную череду сменяющих друг друга царей, войн и реформ. 

Но на самом деле даже такой подход не поможет сохранить объективность. Событий много, а с каждым годом их становится еще больше. Их обстоятельства не всегда хорошо известны, а источники, которые о них сообщают, порой вызывают сомнения. И вот опять мы сталкиваемся с необходимостью реконструкции и трактовки недостающих деталей. 

Вариант второй: «очеловечить» историю

Более современный подход — изучать историю повседневности: то, как цари, войны и реформы влияли на жизнь простого человека. Такой подход открывает широкие возможности для применения проектного и задачного подходов. Дети могут самостоятельно искать ответы на вопросы о причинах и следствиях исторических процессов, находить предпосылки событий, дополнять и реконструировать исторические и археологические данные.

Чтобы такой подход был по-настоящему действенным, начинать изучение истории нужно уже в начальной школе (а для этого необходимо основательно подправить предметную систему этой школы). А в средней и старшей школе история должна стать системообразующей основой, скелетом, на который будут нанизываться все остальные предметы — не только литература с языком, но и физика, химия и биология. Именно в связке с историей это позволит подросткам приобрести системное видение окружающего нас мира — то есть мировоззрение.

Естественно, что это будет «непарадный» взгляд на историю. Но такой подход может открыть много нового и неожиданного даже для вполне состоявшихся историков: осветить ранее темные темы, замалчивавшиеся ранее стороны происходящего. Для этого нужна определенная смелость: нужно быть готовыми к тому, что историческая правда предстанет в совершенно другом, неожиданном свете. Но только в этом случае история как предмет способна действительно чему-то научить наших детей и быть для них полезной.


Источник