Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Подготовить ребенка к жизни во взрослом мире, а потом отпустить его — самая важная задача родителя. И самый большой страх, идя на поводу у которого, некоторые даже готовы пожертвовать счастьем своих детей. Мы подготовили подборку фильмов о гиперопекающих родителях, которые помогут увидеть темную сторону «удушающей» любви.
«Мой сын для меня» (2006)
Мама хочет быть единственным другом своего сына. Источник: КиноПоиск
Мама: «Ну, и что ты выбираешь? Что для тебя важнее: футбол с друзьями или бассейн с твоей матерью?»
Фильм об обычной, внешне благополучной французской семье, в которой разыгрывается настоящая драма. Отец — ученый — все дни проводит на работе и не касается домашнего быта и детей. Подросшая дочь поступила в университет и готовится покинуть родительский дом. У стареющей матери-домохозяйки остается одна отдушина — 12-летний сын Жульен, который вот-вот повзрослеет.
Неизбежное взросление сына буквально сводит мать в исполнении актрисы Натали Бэй с ума. По мере того, как Жульен совершает робкие самостоятельные поступки, его мама, кажется, совсем теряет рассудок. Она заставляет сына обнажиться перед ней, потому что она мыла его в детстве и все видела, запрещает бриться, отвешивает пощечину при одноклассниках, настаивает, чтобы он ходил с ней в бассейн вместо футбола с друзьями.
Мальчик не находит защиты у отца, а сестра и бабушка, которые любят Жульена, слишком слабы и бесправны, чтобы отстоять ребенка. Все, что может сделать 12-летний Жульен, — это плакать по ночам и перестать есть. Однажды он позвонит в полицию и расскажет, что его избивают, но потом испугается и откажется от своих слов. Будут еще попытки защитить себя. В конце концов, мать за все простит, но повесит на комнате мальчика замок, который можно будет открыть только с ее ведома.
«Похороните меня за плинтусом» (2008)
Бабушка любит внука громко и беспощадно. Источник: КиноПоиск
Бабушка: «Ты помни: кроме бабушки, на этом свете ты никому не нужен, только бабушка за тебя всю жизнь кровью харкает».
Фильм снят по одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мы видим два дня из жизни восьмилетнего мальчика Саши Савельева, который живет с бабушкой и дедушкой.
Бабушка в исполнении Светланы Крючковой — настоящий тиран, ее боятся не только мальчик, но и муж, и дочка. Решение, что Саша будет жить с ней, бабушка приняла сама, потому что не может доверить внука «непутевой» матери.
В фильме бабушка громкая, грубая, категоричная и безжалостная. Она пугает внука смертью, адом, унижает и кричит. Самого мальчика как будто нет — есть лишь его болезненная тень. С таким образом бабушки автор книги, по мотивам которой снят фильм, не согласен. По мнению Павла Санаева, «бабушка в книге — более многогранный персонаж, она — символ уродливой, но все-таки любви», а в кинокартине он увидел только кричащую старуху.
С такой «уродливой любовью», которую тяжело простить, по словам Павла Санаева, столкнулось огромное количество людей, о чем читатели после выхода книги писали в своих письмах.
«Притворство» (2019)
Ди Ди была бы идеальной матерью для того, кто действительно болен. Источник: КиноПоиск
Мама: «Ты должна понять только то, что на мужчин нельзя полагаться. Да и ни на кого нельзя. Только на маму».
История любви матери и дочери в этом сериале кажется настолько жуткой, что думаешь, что в жизни такого быть не может, это все выдумка режиссера. Пока не узнаешь, что фильм основан на реальных событиях.
Мама Ди Ди и ее больная дочь Джипси Роуз переехали в новый дом, построенный для них благотворительной организацией в небольшом городке штата Миссури. Джипси передвигается в инвалидной коляске, питается через трубку, принимает множество лекарств и страдает от всех болезней на свете. Мама стрижет свою дочку наголо и наряжает в платья принцесс. Сколько точно лет Джипси, никто не знает, даже сама девочка. На вид не больше 13, по словам матери — 15, по документам, которые находит Джипси, — 19. По ходу фильма выясняется, что Джипси умеет ходить, у нее нет аллергии на сахар, которой ее так пугает мать, и все ее диагнозы основаны на словах матери, а настоящая медицинская история все время теряется. Живут они на средства благотворительных фондов.Проблемы в отношениях матери и дочери начинаются тогда, когда Ди Ди запрещает Джипси взрослеть, а той безумно хочется любви прекрасного принца.
Реальная история Джипси получила огласку после того, как она убила свою мать в 2015 году. Выяснилось, что Джипси была здорова, но всю жизнь подвергалась физическому и психологическому насилию со стороны матери. По воспоминаниям Джипси, мать била ее плечиками для одежды и приковывала к кровати. Сейчас девушка, которая была осуждена на 10 лет, отбывает тюремный срок. В 2024 году она получит право на условно-досрочное освобождение, Джипси будет 32 года.
«Взаперти» (2020)
От материнской любви спасения нет». Источник: КиноПоиск
Мама: «Никто во всей Вселенной не любит тебя больше меня. Я делаю все только для тебя»
Еще один фильм, в котором материнская любовь не знает границ — в пугающем смысле. Диана Шерман в исполнении Сары Полсон одна растит свою 17-летнюю дочь Хлою (Кира Аллен). Вся жизнь девушки под контролем матери, и это вполне объяснимо: девушка прикована к инвалидному креслу, у нее астма, сахарный диабет и избыток железа в организме, аллергия. Хлоя по расписанию принимает таблетки и нуждается в уходе. Но девушка со временем учится справляться сама со своей жизнью и мечтает поступить в Вашингтонский университет.
Мать видит, что ее дочка становится самостоятельной и больше не нуждается в ней, и это ее очень тревожит. Хлоя тем временем обнаруживает, что таблетки, которые она принимает, выписаны на имя ее матери Дианы. И начинает подозревать, что мама что-то скрывает. По ходу фильма девушка раскрывает тайну Дианы и узнает, что когда-то она, Хлоя, могла ходить.
Фильм о матери, которая, однажды потеряв ребенка, так боится потерять его снова, что готова буквально приковать его к себе. «Мама, я в тебе не нуждаюсь». — «Будешь», — так выглядит диалог дочки и мамы. Диана стремится сохранить все, как было раньше, пусть даже пожертвовав здоровьем и счастьем Хлои. Но у 17-летней девушки хватает сил и мужества отстоять свое право на жизнь и свободу. Правда, простить свою мать Хлоя не сможет и выберет путь мести.
«Чёрный лебедь» (2010)
Источник: КиноПоиск
Мама: «Я бросила карьеру, чтобы растить тебя».
Нина Сейерс, 28-летняя балерина, живет с мамой, в прошлом тоже балериной. Мама готовит Нине завтрак, следит за ее здоровьем и фигурой, подстригает ногти, без спроса входит в комнату и в курсе всех дел дочери. Комната Нины больше похожа на детскую — розовые стены, плюшевые игрушки. Девушка каждый день утром уезжает на репетиции, вечером возвращается. Ни друзей, ни развлечений.
Старательной Нине выпал шанс сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро» — Черного лебедя. Но она слишком сдержанна и скованна. Режиссер Тома Леруа (Венсан Кассель) пока видит в ней идеального Белого лебедя и пытается пробудить в Нине спонтанность и сексуальность. В девушке начинается внутренняя борьба — между той стороной, которую она привыкла показывать, и темной, никому, даже самой Нине, неведомой — агрессивной, спонтанной, сексуальной.
Натали Портман, сыгравшая Нину, получила за эту роль свой первый Оскар.
«Разжимая кулаки» (2020)
Источник: КиноПоиск
Ада: «Я хочу стать целой».
Фильм режиссера Киры Коваленко вышел в прокат в сентябре 2021 года. На Каннском фестивале, где состоялась его премьера, получил Гран-при конкурса авторского кино «Особый взгляд». Кинокартина вошла в лонг-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Действие происходит в маленьком шахтерском городке в Северной Осетии. Главную героиню Аду и ее братьев воспитывает отец Заур. Воспитывает строго. Ада по настоянию отца не учится, работает в магазине, а в свободное время ждет на остановке маршрутку. В этой маршрутке однажды приедет ее старший брат Аким, уехавший в Ростов на заработки. Аким должен помочь сестре сбежать из-под опеки отца. Ада после несчастного случая страдает недержанием и все время ходит в памперсах, поэтому она хочет, чтобы брат отвез ее в больницу. Девушка надеется, что ее вылечат в городе, но отец не отдает ей паспорт: то ли опасается, что «залечат», как мать, то ли боится на старости лет остаться одиноким и никому не нужным.
В конце фильма Ада получает свободу, но по пути в город сама выбрасывает сумку с паспортом. Испугалась свободы? Пожалела отца? Финал остается открытым.