Фотографии: Pixabay / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Детский и подростковый психолог Татьяна Ильина рассказывает, что может сделать учитель и школа для того, чтобы ученики следовали принятым в ней правилам поведения.
1. Не раздувайте список правил.
Когда вы составляете список требований, важно помнить о том, что он должен быть емким — особенно, если он состоит сплошь из ограничений. Установок не должно быть много, и они должны быть четко и понятно изложены.
Если ребенок видит, что список занимает несколько страниц, то скорее всего некоторые правила (а то и все!) он выполнять не будет.
Совет: чтобы дети лучше соблюдали запрещающие требования, создайте «разрешительный» список — то, что учениками можно делать.
Например, для ученикам первого класса ращрешите в определенный день месяца приносить в школу любимую игрушку. А старшеклассникам, например, позвольте один раз в месяц приходить в школу не в школьной форме, а в джинсах и футболке.
В идеале пункты, которые войдут в разрешительный список, стоит обсудить с учениками, чтобы учесть их пожелания.
2. Постарайтесь сформулировать правила однозначно.
Не составляйте требования так, чтобы их можно было истолковывать по разному.
«Ученики дежурного класса могут дежурить в столовой, на этажах или в гардеробе» — это плохой вариант формулировки правила.
«Дежурный класс обеспечивает дежурство в столовой, на этажах и в гардеробе» — так лучше.
Совет: когда вы формулируете правила, по минимуму используйте частицу «не» и слово «нельзя».
Применяйте их только там, где без них не обойтись — например, «Нельзя приносить в школу холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и ядовитые вещества».
Зато вместо «Не бегать по коридорам» вполне можно написать «По коридорам можно передвигать только спокойным шагом».
3. Объясните смысл каждого правила.
Дети, а тем более подростки, не будут слепо следовать требованиям, которых не понимают. «Так делать нельзя, потому что нельзя» — это не объяснение.
Если в вашей школе приняты какие-то правила, то, скорее всего, их появление чем-то обусловлено. Школьники должны понимать, почему эти требования таковы и зачем им следовать.
4. Укажите санкции для нарушителей.
Школьники должны четко знать, что последует после нарушения правил. Например, за опоздание по неуважительно причине — дополнительное дежурство.
Правила, которые можно нарушать безнаказанно, скорее всего, выполняться не будут.