Как избежать конфликта учителя и родителей
Фото: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Многие учителя признаются, что едва ли не самое сложное и неприятное в работе педагога — это общение с родителями. Даже тридцать три шумных ученика — ничто, по сравнению с общением с чьим-то дотошным папой или слишком тревожной мамой. Как безопаснее — держать родителей на дистанции или вступать с ними в переговоры? И что делать, если на вас пошли войной? Об этом новый пост Алексея Московского, автора канала «Коучинг в образовании». 

Война учителя с родителями конкретного ребенка — это крайняя ситуация, однако в повседневной практике педагога она случается.

Иногда учитель становится всего лишь очередной жертвой отца или мамы, которые с наслаждением воюют со всем миром, от консьержки до паркующихся «не там» соседских гостей.

Такие родители запросто могут поручить ребенку тайно записывать уроки на диктофон и даже охотиться на личную жизнь учителя.

В этом случае педагогу следует помнить, что защитят его, скорее, не морально-нравственные категории, а статья 63 Семейного кодекса РФ, ФЗ-273 «Об образовании», а самых беспардонных ситуациях — и Уголовный Кодекс РФ.

Но это, как я уже сказал, крайняя ситуация. Чаще мы имеем дело с родительским равнодушием к учебному процессу и вообще к школьным будням ребенка.

А еще — с уверенностью в том, что дело школы «дать знания». А вот человеческий облик ребенка имеют право формировать лишь сами родители, — даже если школьник ведет себя как агрессор по отношению к другим, преувеличивает свои способности либо не может выйти из статуса жертвы или лузера.

Здесь у педагога путь один — подружиться с родителями. А как это сделать?

  • ни в коем случае нельзя «учить жить» родителей — даже если их образ жизни незауряден;
  • нельзя «вытеснять» ценности родителей: они тоже состоялись, пусть и на основе иной человеческой «конституции»;
  • следует рассказать им: почему школьный квест, прочтение толстой книги в полном объеме либо олимпиада по «ненужной» им биологии — действительно круто; именно рассказать, а не обозначить «должно быть так»;
  • только индивидуальный диалог: общая рассылка в WhatsApp — тупиковый путь; не следует бояться предлагать родителям писать и звонить учителю напрямую.

И самое важное. Родители должны поверить, что все «странное» и непривычное, а подчас и нелицеприятное, исходящее от учителя — продиктовано заботой о полноценном будущем ребенка, а не сиюминутным интересом.

А для этого так должно быть на самом деле, ведь учитель воспитывает будущих взрослых, а не делает «красивую» статистику.


Источник