Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Одна из сложностей работы с «мягкими» навыками в школе состоит в том, что их сложно оценить. Если hard skills — предметные знания и умения — легко проверить и измерить, то soft skills — куда более зыбкая материя. Учитель обществознания, экономики и права Светлана Шаграева делится инструментами, которые помогут учителю не только оценить развитие «мягких навыков» у школьников, но и отследить их прогресс.
Какие навыки оценивать
Есть несколько классификаций мягких навыков. Одна из самых простых и популярных, на которую удобно ориентироваться — концепция 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация.
Критическое мышление
Иногда его путают с логическим, но последнее — лишь одна из его составляющих. Еще в критическое мышление входит:
- Анализ: умение находить причинно-следственные связи между утверждениями, вопросами и аргументами.
- Оценка: умение оценивать убедительность и надежность аргументов, источников информации.
- Объяснение: умение использовать аргументы для обоснования своих утверждений.
- Выдвижение гипотезы: умение обнаружить нехватку информации и предположить, как можно ее восполнить.
- Саморегуляция: умение проверять себя, анализировать свои суждения и корректировать их.
Креативность
Эту способность обычно ассоциируют с творчеством, но на самом деле это универсальный навык поиска нестандартных решений для любых задач.
Креативность включает в себя:
- Исследование: прежде чем искать необычный способ решить задачу, нужно сначала найти проблему, пробел в знаниях и проявить любознательность. (кстати, считается, что любознательность — один из главных показателей креативности).
- Воображение: способность взаимодействовать с вещами и идеями в своем сознании.
- Действие: создание чего-то нового — продукта, идеи и т. п.
- Рефлексия: оценка предложенного решения с точки зрения новизны и соответствия задаче.
Коммуникация
Это способность выражать и интерпретировать мысли устно и письменно, а также взаимодействовать в различный социальных и культурных контекстах. Коммуникация включает:
- Готовность к коммуникации: отсутствие страха перед общением, умение начинать общение, задавать и отвечать на вопросы.
- Адаптация к партнеру, контексту и цели коммуникации.
- Убеждение: использование вербальных и невербальных средств для достижения цели коммуникации.
Кооперация
Умение взаимодействовать с другими людьми и работать в различных командах. Включает:
- Умение принимать общие цели как свои.
- Навыки социального взаимодействия: умение договариваться, соотносить свои действие с другими.
- Выполнение взятых на себя обязательств
- Самостоятельность и инициативность, умение организовывать работу команды.
Как оценить уровень soft skills у детей
Измерить мягкие навыки практически невозможно. Но можно отмечать проявления, индикаторы этих навыков, причем сделать это получится на уроке по любому предмету. Для этого пригодится специальная анкета, которую учитель заполняет с определенной периодичностью, наблюдая за детьми на уроке. Она оценивает уровень soft skills по трем параметрам:
Включение в деятельность
Критическое мышление:
- Выделяет ли ученик известное и неизвестное, находит/отмечает значимые факторы в условии, находит ли аналогичную/похожую ситуацию, задачу?
- Определяет ли он стратегию/порядок действий?
- Формулирует ли стратегические вопросы?
Креативность:
- Предлагает ли идеи, которые помогают понять задание?
- Развивает ли понравившиеся чужие идеи?
Коммуникация:
- Задает ли вопросы одноклассникам?
- Отвечает ли на вопросы одноклассников?
- Разъясняет ли свои предложения?
Кооперация:
- Предлагает ли взять на себя определенную часть работы?
Участие в решении
Критическое мышление:
- Обосновывает ли свой способ решения (идею, значимые шаги)?
- Предлагает ли проверить правильность выполнения отдельных шагов, действий, операций?
- Устанавливает ли взаимосвязи в решении, реагирует ли на нарушение хода/логики решения?
- Реагирует ли на разные идеи решения? Соглашается/не соглашается с отдельными.
- Формулирует ли вопросы по ходу решения?
- Настаивает ли, если уверен, опровергает ли чужие аргументы?
- Проверяет ли правильность выполнения задания (этапа работы)?
Креативность:
- Предлагает ли ученик идеи, как выполнить задания?
- Развивает ли понравившиеся идеи выполнения задания?
- Находит ли новые источники информации?
- Находит ли оригинальный способ выполнить конкретное действие?
- Предлагает ли оригинальный способ использовать материалы и оборудование?
- Отмечает ли оригинальность чужих предложений?
Коммуникация:
- Объясняет ли свою позицию одноклассникам?
- В случае спора/конфликта предлагает ли компромиссное решение?
- Спрашивает ли непонятное в рассуждениях других?
Кооперация:
- Работает ли в команде? Встраивает ли результат своей работы в коллективное решение?
- Слушает ли аргументы оппонентов?
- Учитывает ли аргументы оппонентов в собственных действиях и суждениях?
- Обращается ли к одноклассникам за помощью и советом (в группе или классе)?
Презентация результатов
Критическое мышление:
- Контролирует ли правильность формулировки идей, которые будут представлены на обсуждение?
- Понимает ли и может ли объяснить значимость полученного решения для изучения курса, применения в жизни?
- Выделяет ли значимые выводы сам или советуется с другими участниками?
Креативность:
- Устанавливает ли и ценит ли новизну выступлений других групп?
- Предлагает ли новые возможности решения?
- Предлагает ли неожиданные идеи презентации?
- Выделяет ли и развивает интересные идеи соучеников?
Кооперация:
- Помогает ли ученик готовить презентацию/представление результатов работы группы?
- Участвует ли в распределении работы по подготовке презентации?
- Берет ли на себя ответственность за подготовку и предъявление результатов группы?
- Отвечает ли на вопросы о ходе работы группы, приглашает ли к ответу других ее участников? («Это считал Саша, а я предложил…»)
Источник опросника — здесь, тут же можно распечатать его в формате pdf.
Как отследить прогресс
Если с помощью анкеты регулярно наблюдать за учениками, то получится отследить их прогресс в овладении навыками 4К. Его можно представить следующим образом:
Уровень 1, пассивный
Включение в деятельность: ученик участвует в обсуждении задания.
Участие в решении: выполняет порученную часть работы
Презентация результатов: доволен своей работой.
Уровень 2, ведомый
Включение в деятельность: ученик задает вопросы на понимание задание, обращается за помощью, развивает предложенные другими идеи, спрашивает непонятное в рассуждениях других.
Участие в решении: ищет способ применить базовые умения в нестандартной ситуации, выделяет известное и неизвестное.
Презентация результатов: сравнивает результаты своей работы с другими.
Уровень 3, инициатор
Включение в деятельность: ученик предлагает свои идеи, контролирует выполнение задания.
Участие в решении: находит аналогичную ситуацию, привлекает свой опыт, выделяет известное и неизвестное, отмечает значимые факторы в условии, формулирует вопросы по ходу решения, находит нестандартные решения, инициирует контроль и проверку.
Презентация результатов: оценивает результат на основе критериев, отмечает наиболее интересные идеи (свои и чужие).
Уровень 4, стратег
Включение в деятельность: ученик отвечает на вопросы по сути задания, ставит под сомнение свои и чужие предположения.
Участие в решении: объясняет, обосновывает ход решения, очерчивает границы задания, реагирует на разные идеи и решения, соглашается или нет.
Презентация результатов: признает свои ограничения, видит возможности улучшения.