Фотографии: Pixabay / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) склонны игнорировать просьбы и указания, не соблюдать социальную дистанцию, нарушать правила. Поэтому учителя нередко воспринимают их поведение как «хулиганство». Не зная о диагнозе ребенка, они прибегают к традиционным дисциплинарным мерам: публичное порицание, «двойки», повышение голоса. Но это только усугубляет ситуацию. Сотрудники ФРЦ МГППУ к. б. н. Елизавета и Денис Давыдовы рассказывают как определить, что в классе ребенок с РАС и наладить с ним контакт.
Как понять, что у ученика РАС
В начальной школе поведение ребенка может казаться проявлением невоспитанности или намеренным хулиганством. Но от хулигана ребенка с РАС отличают особенности, которые можно обнаружить при внимательном наблюдении. Как правило, это:
Различные нарушения социального взаимодействия
- ребенок плохо понимает намерения окружающих, с трудом ориентируется в эмоциональных проявлениях других;
- не обращает внимания на реакцию на свои слова и поступки;
- не может общепринятым способом выразить свои желания и отношение к происходящему. Например, задает неуместные вопросы, высказывает замечания, которые задевают других людей;
- часто не понимает социальные роли: может общаться со взрослыми, как со сверстниками;
- испытывает трудности с инициированием общения, не может вежливо обратиться, попросить, что хочет, и при этом может сразу приступить к действиям — забрать что-то или начать что-то делать, не учитывая интересы других;
- не проявляет интереса к общению и игре, предпочитает заниматься чем-то один;
- понимает сказанное буквально, не различает намеков, иносказаний и метафор.
Повторяющееся и стереотипное поведение
Ребенок может:
- раскачиваться;
- взмахивать руками;
- повторять определенные слова или фразы;
- многократно выполнять одни и те же действия.
- предпочитать игры с повторяющимся сюжетом и не терпеть отклонений от «сценария».
Эти особенности усиливаются при волнении или усталости. Сверстники воспринимают их как странности, а дети с РАС привлекают повышенное внимание одноклассников.
Многие ошибочно считают характерной особенностью аутизма проблемное поведение, такое как:
- агрессия и самоагрессия;
- чрезмерная выраженность протестного поведения (крики, брань, разрушение собственности);
- категорический отказ от взаимодействия.
Эти проблемы нередки среди детей с РАС, но встречаются не у всех и выражены по-разному. Такое поведение свидетельствует о высоком уровне дискомфорта и требуют внимательного отношения и, по возможности, устранения причины. Запреты и наказания в этом случае малоэффективны и могут только усугубить ситуацию.
Что означает плохое поведение
Основная сложность в работе с ребенком с РАС состоит в том, что неприемлемое поведение — вербальная или невербальная агрессия — могут усиливаться, когда этого никто не ожидает. Такие «вспышки» могут означать, что ребенок:
- пытается взаимодействовать с окружающими;
- реагирует на изменение привычного образа действий;
- неправильно понял ситуацию;
- реагирует на раздражители: резкий свет, звук, шум и т. д.
Если педагог неправильно интерпретирует проблемное поведение, это может усугубить ситуацию.
Например, ребенок с трудом сидит на уроке, начинает активно двигаться, шуметь и мешать другим. Учитель расценивает такое поведение как признаки усталости и сенсорной перегрузки и предоставляет дополнительный перерыв: разрешает выйти из класса. Этим он ненамеренно закрепляет такое поведение как способ получить передышку.
Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с ребенком с РАС, необходимо максимально точно определить причины проблемного поведения в классе. Но сделать это можно только в сотрудничестве учителя со специалистами и родителями.
Что делать учителю
Провести комплексную диагностику
Диагностика определит индивидуальные особенности ребенка, уровень развития социальных навыков, интеллекта, особенностей восприятия и речи. Первичную диагностику может провести школьный психолог. Для этого он использует скрининговые методы выявления риска аутизма. В дальнейшем родителей вместе с ребенком направляют к специалистам центров, которые оказывают помощь при РАС.
Нередко родители знают о проблемах и даже получили заключения специалистов, но не рассказывают об этом педагогам, опасаясь настороженного, предвзятого, а иногда и некорректного отношения. Если такие проблемы возникают, то их нужно решать вместе с родителями и психологом.
Выбрать модель обучения
Инклюзивная модель подходит не всем и не всегда, особенно на начальном этапе обучения. Многим детям полезнее сначала поучиться в коррекционных организациях или классах: это позволит выстроить гибкий образовательный маршрут и постепенно адаптировать ребенка к условиям обучения в рамках инклюзии.
Решение о выборе модели обучения нужно принимать с учетом возможностей конкретной образовательной организации — насколько она способна обеспечить ребенку специальные условия обучения.
Выявить мотивационные стимулы ребенка
Для детей с РАС не всегда понятна такая мотивация, как одобрение старшими и успешность в будущем. Но если проанализировать поведение ребенка, можно найти индивидуально значимый стимул, который поможет справиться с некоторыми трудностями обучения и взаимодействия. Это может быть прямое подкрепление правильных действий маленьким призом или символом или разрешение заняться тем, что ребенку особенно нравится.
Например, ребенок выполнил задание и ему трудно ждать остальных: он начинает шуметь, мешать, требует внимания учителя. Но если он не делает этого и спокойно ждет — получает фишку, а в конце урока может получить за накопленные фишки приз.
Другой пример: ребенку нравится прыгать, и когда он успешно справляется с поставленной задачей, ему предоставляют специальный «прыгательный» перерыв.
Подбор мотивационных стимулов — непростая задача, и педагогу необходима помощь родителей и специалистов. Ребенок с аутизмом в классе требует большого внимания и, главное, понимания его индивидуальных особенностей и ограничений. Но при правильном сопровождении он может достичь успеха и в учебе, и в других областях школьной жизни.