Как педагогу научиться импровизированной речи
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Многие учителя теряются, когда им задают вопрос, к которому они не готовились. Нередко даже те, кто дают блестящие уроки, пасуют при публичных выступлениях и боятся оторваться от бумажки. А иногда и ученики задают такие вопросы, что сложно с ходу связно и убедительно ответить. Эта статья подскажет, как быстро сориентироваться в подобной ситуации, не впасть в панику и дать ответ, за который не будет стыдно. 

Необходимость высказаться на тему, к которой мы совершенно не готовились, часто возникает и в профессиональной, и в обычной жизни. Конечно, если учитель не может ответить на вопрос детей на уроке, зачастую это свидетельствует о его некомпетентности. Но ведь уроками жизнь не ограничивается: учителя могут внезапно попросить высказаться на педсовете, конкурсе, методическом объединении. Многие в таких ситуациях испытывают крайнюю тревогу.

Вот несколько приемов, которыми пользуются в таких случаях специалисты по ораторскому мастерству:

1. Возьмите ручку и листок бумаги. Это может быть салфетка, оборотная сторона ненужной распечатки — что угодно. Быстро запишите вопрос. Если есть хотя бы несколько секунд — кратко запишите главные тезисы своего импровизированного выступления. Только ни в коем случае не жалуйтесь, если не успели записать. Эти записи должны быть интуитивными, непринужденными.

2. Не стесняйтесь признаться, что вы не готовы к выступлению. Но сделайте это профессионально! Пытайтесь не вызвать жалость, а скорее выиграть время. Переключите автора вопроса или аудиторию на что-то другое: «Спасибо за вопрос…», «Вы знаете, это для меня неожиданно. Одну минутку». Или попросите стакан воды. Пока вам нальют, пока вы медленно будет потягивать ее, будет время подумать, накидать набросок ответа в голове.


Источник