Деньги, подарки или значимый взрослый — что на самом деле нужно детям, оставшимся без попечения родителей?
Подарки не в счёт
На начало 2021 года в России зарегистрировано чуть более 400 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них находятся в приемных семьях или у опекунов, а 37 000 проживают в детских домах.
Благотворительной помощью таким детям занимаются и большой бизнес, и мелкие организации, и частные лица. Помощь эта в основном материальная и сводится к регулярным пожертвованиям.
Нередко благотворители приезжают в детский дом с раздачей подарков. Но эту практику руководители благотворительных организаций не поощряют.
«Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: „Ничего не бери у незнакомых“. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: „Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!“ — говорит президент благотворительного фонда „Волонтеры в помощь детям-сиротам“ Екатерина Альшанская. — Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. Поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».
К тому же, дети в детских домах зачастую избалованы презентами от государства и спонсоров, поэтому даже дорогими подарками их не удивишь.
«Когда мы в первый раз приехали в детский дом в Тверской области, то были в шоке. Дети выбежали к нам навстречу с криками: „Спонсоры приехали“. Мы, конечно, привезли им одежду и игрушки, но быстро поняли, что „прогадали“ с подарками. Дети были одеты лучше, чем мы, у всех телефоны, планшеты. Зато полы в главном учебном корпусе уже сгнили и дырки просто прикрывались линолеумом. „Проходите возле стеночки“, — говорила нам директор. Детские корпуса были новенькие и очень красивые. Директор рассказала, что их строительство оплатили сербские спонсоры, а на главный корпус бюджета не хватило», — рассказывает Александр о своем опыте волонтерства в 2017 году.
Психологи и руководители фондов говорят, что лучше не делать адресных переводов или подарков определенному ребенку, а пожертвовать деньги на целевой сбор — например, на обучение таких детей английскому языку, ремонт кабинетов или оплату логопеда.
Общение как помощь
Анастасия, участница программы наставничества в Московской области, увидела пост о волонтерах-наставниках и решила попробовать себя в этой роли: ей нравится общаться с подростками, она много времени проводила с племянником, с которым ей легко удавалось найти общий язык.
Программа наставничества существует в нашей стране всего несколько лет. Наставники — это взрослые люди, волонтеры, которые становятся для ребенка из детского дома старшими друзьями и советчиками. Важно понимать, что наставник не имеет никаких прав на ребенка, не является опекуном или усыновителем. Также он не получает никакого финансового вознаграждения.
По словам Анастасии, чьим подопечным стал 17-летний юноша, у детей в детских домах много проблем.
«Эти ребята травмированы, у них нет привязанности к близкому человеку, они не умеют успешно коммуницировать, договариваться. Вот для этого и нужен наставник — друг, значимый взрослый, который будет рядом в нужные моменты. Человек, который покажет, в какие моменты жизни мир не опасен, а в какие — наоборот, очень опасен. Человек, который может подсказать что-то, поделиться личным опытом, вместе проводить время», — рассказывает девушка.
Как отмечает Анастасия, у воспитанников детских домов нарушены границы — они не могут установить их по отношению к себе и соответственно не чувствуют и по отношению к другим людям. Кроме того, такие дети не приспособлены к жизни и не знают элементарных бытовых вещей. Например, о том, что чай может быть несладким, ведь в столовой-то всегда дают сладкий чай. В детских домах у ребят очень мало самостоятельности — они годами живут по расписанию и в свободное время даже не знают, чем себя занять.
«У них нет базовой уверенности в своих силах, которую могут сформировать в родной семье. Все мы приходим во взрослую жизнь с разным стартом — регионы, национальность, даже уровень личной энергии и активности. Так вот, старт этих детей усложнен максимально», — рассказывает Анастасия.
Чтобы помочь таким детям социализироваться и освоиться в «большом мире», и нужен наставник.
Как стать наставником?
Наставником может стать только совершеннолетний человек (некоторые программы берут только людей старше 25 лет), который проживает в регионе, где работает программа наставничества и расположен детский дом.
Если вы решили стать наставником, надо обратиться в благотворительный фонд, который реализует такую программу в вашем регионе. После заполнения анкеты на сайте кураторы проекта приглашают на личную встречу. До этого требуется собрать справки из психиатрического, туберкулезного и наркологического диспансеров по месту жительства о том, что вы не состоите у них на учете.
Также может потребоваться:
- справка из ГУВД об отсутствии судимости;
- справка от психиатра об отсутствии противопоказаний в работе с детьми;
- справка от терапевта об отсутствии инфекционных заболеваний.
Иногда кураторы просят принести рекомендательные письма — их пишут работодатели, преподаватели или даже друзья. После этого будущий наставник проходит психологическое тестирование и серию занятий с психологом, который расскажет, с чем ему придется столкнуться.
Подбором пары «наставник — воспитанник» также занимается психолог — он определяет общие интересы, ищет схожие психологические качества.
«Подбор психологами — очень крутая история, потому что в таком случае больше шансов, что люди будут друг другу интересны и подойдут по характеру. Я слышала, что порядка 26 процентов усыновленных детей возвращают в детские дома. Мне кажется, это происходит еще и потому, что люди у нас выбирают детей, как в магазине на прилавке. Если бы ребенка подбирали психологи — наверное, процент „возврата“ был бы меньше», — рассказывает Анастасия.
Первое знакомство с подопечным проходит также в присутствии психолога. Затем встречи, которые организуются обычно раз в одну-две недели, проходят без присутствия третьих лиц и, как правило, на территории детского дома. Однако позднее можно оформить разрешение на то, чтобы на время забирать ребенка из учреждения для прогулок и путешествий.
Считается, что для установления хороших, надежных отношений между ребенком и наставником нужны регулярное общение в течение двух лет.
К чему нужно быть готовым наставнику?
В 2018 году научные сотрудники Московского психолого-педагогического университета провели мониторинг благополучия ребенка и комфортности его пребывания в детских домах среди детей от четырех до 18 лет. Он показал, что наличие наставника оказывает позитивное влияние — благополучие подростков со «старшими друзьями» выросло на 15,5 процента, а без — наоборот снизилось на 18 процентов. Также наличие наставника повышает самооценку и самоуважение. За такими результатами стоит труд наставников.
Но важно понимать, что к роли наставника нельзя относиться легкомысленно: недопустимо переносить встречу без уважительной причины, подолгу не общаться с подопечным, не сдерживать свои обещания. Более того, надо быть готовым к тому, что ребенок может не сразу пойти на контакт, а ваше общение не всегда будет безоблачным.
«Бывали и странные ситуации, когда я все-таки замечала, что этот ребенок — не совсем такой, как мой племянник. И дело не в характере — он просто другой. Искренняя радость аттракционам в 18 лет, дружба с асоциальными и агрессивными ребятами, гордость за то, что прорвался на электричку без билета — и абсолютное непонимание, почему это ненормально», — рассказывает Анастасия.
Как и большинство наставников, девушка переживала за своего подопечного и думала, что, возможно, делает что-то не так. Обычно фонды, у которых есть программы наставничества, поддерживают наставников и проводят встречи с психологами, с которыми можно обсудить проблемы, опасения и получить заряд мотивации.
Общение Анастасии и ее подопечного продолжается и сейчас — они созваниваются, и время от времени он обращается к ней за советом. Но бывают случаи, когда наставник и ребенок становятся по-настоящему близкими друзьями: например, как рассказала Анастасия, девочка из детского дома не только многому научилась, но и обрела приемных родителей, благодаря активному участию своей наставницы.
Проекты и фонды, организующие программы наставничества в России:
- Проект «Старшие Братья Старшие Сестры» (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Тульская, Тверская, Калининградская области).
- Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (Москва, Московская область, Тульская область).
- Благотворительный фонд «Солнечный город» (Новосибирская, Калининградская, Иркутская области, Башкортостан, Пермский край, Нижегородская, Ивановская, Оренбургская, Кировская, Читинская, Рязанская области, Красноярский край, Томская область, Чебоксары, Алтайский край, Свердловская, Челябинская и Воронежская области).
- Благотворительный фонд «Хранители детства» — онлайн-наставничество по всей России.
- Проект «Будем вместе» (Москва, Смоленская и Ярославская области).
- Благотворительный фонд «Здесь и сейчас» (Москва).
- Благотворительный фонд «Арифметика добра» (Архангельская область).
- Благотворительный фонд «Надежда» (Владимирская, Костромская, Ивановская, Рязанская и Кировская области).
- Благотворительный фонд «Счастливые дети» (Красноярский край).