Педсовет
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

С каждым годом в России растет число детей, у которых есть проблемы с речью различной степени тяжести. Вместе с логопедом, дефектологом и кандидатом педагогических наук Оксаной Минеевой  разбираемся, как вовремя заметить речевые отклонения у ребенка и устранить их. 

Какие нарушения речи встречаются у детей

В современной логопедии выделяют 11 клинико-педагогических форм нарушения речи, внутри которых могут быть свои подвиды. Их делят на две группы: 

  • нарушения устной речи, или фонационные нарушения;
  • нарушения письменной речи. 

Фонационные нарушения

Дислалия

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Проявляется в заменах, искажениях, смешении отдельных звуков. Это происходит по нескольким причинам: 

  • не сформировано правильное положение артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, 
  • неправильно усвоены артикуляционные позиции, 
  • из-за дефектов в анатомическом строении самого артикуляционного аппарата. 

Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, а если имеет место травмирующая ситуация — в любом возрасте.

Дизартрия

Нарушение речи, которое вызвано нарушением проводимости нервных импульсов к органам артикуляции, лицевым и дыхательным мышцам. Недостаточная подвижность органов речи приводит к неправильному произношению и общей неразвитости речи.

Ринолалия

Искажение и неправильное произношение отдельных звуков. Развитие этой речевой патологии вызвано нарушениями в строении речевого аппарата. Например, при произнесении звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, монотонной и невнятной. 

Заикание

Нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Может быть органическим и функциональным. 

Дисфония

Расстройство голосообразования, при котором нарушается высота, сила и тембр голоса, вследствие чего он становится неполноценным — слабым, монотонным или хриплым. Эти изменения вызваны поражениями голосообразующего аппарата и проявляются в любом возрасте.

Тахилалия

Патологически быстрая речь. При этом сохраняется фонетика, лексика и грамматика. Тахилалия бывает органической и функциональной. Первая обусловлена генетическими причинами, вторая — органическим поражением мозга.

Брадилалия

Патологическое замедление речи, которое возникает, когда процесс торможения в мозге преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, слова звучат нечетко.

 

Более тяжелые отклонения возникают из-за поражений коры головного мозга. Ребенок частично теряет возможность говорить слова и фразы, понимать их смысл. Таких нарушений два:

  • Алалия — это отсутствие возможности разговаривать или недоразвитие речи. Возникает из-за поражения речевых участков коры головного мозга при развитии плода или после рождения.
  • Афазия — полная или частичная потеря речи из-за мозговых поражений, черепно-мозговых травм или различных инфекционных заболеваний нервной системы. Этот диагноз ставится после трех лет. 

Нарушение письменной речи

В зависимости от того, что нарушено — письмо или чтение, — выделяют несколько типов нарушений:

Дисграфия

Нарушение, которое не позволяет полноценно овладеть письмом. Это происходит из-за того, что отвечающие за этот навык мозговые структуры оказываются недостаточно сформированы. Причиной может быть негативное воздействие на центральную нервную систему в процессе ее созревания. 

Дислексия

Нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка с дислексией нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, неверно их воспроизводит, перевирает слоговой состав слов, поэтому искажает смысл прочитанного. 

Дизорфография

Нарушение, которое мешает ребенку усвоить правила орфографии. Обычно проявляется к концу второго-третьему классу. Ребенок с этим расстройством систематически совершает ошибки на письме, даже если знает соответствующее орфографическое правило. Связано это с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания, а также общей школьной незрелостью.

Как заметить признаки речевых нарушений 

Заметить признаки речевых нарушений можно, если иметь представление о речевых возрастных нормах.

Год-полтора.

  • Словарный запас среднестатистического малыша включает до десяти отдельных слов, таких как «папа», «мама», «баба», «дядя». 
  • Ребенок проявляет интерес и внимание к речи других людей, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. 
  • Он способен понимать обращенную к нему речь, а на картинках показывает знакомые слова. 

До двух лет.

  • Словарный запас увеличивается до 20 слов. Это отдельные слова, подражание животным или начальные слоги слов. 
  • Ребенок начинает показывать возраст на пальцах. Это тоже относится к развитию речевой функции. 
  • Фразовой речи, как правило, в этом возрасте еще нет. 

После двух лет.

У ребенка появляется фразовая речь. В этот период родителям нужно больше общаться с ребенком: называть предметы и вещи, которые его окружают. 

Если в этом возрасте речь продолжает отсутствовать, можно начинать беспокоиться. Такой ребенок берется под наблюдение врачей и при необходимости направляется к логопедам для стимуляции речевого развития. 

Проявиться проблема может и позднее:

«После пяти лет речь ребенка совершенствуется, все больше накапливается словарный запас. Поэтому, если ребенок этого возраста не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, не способен составить простой рассказ по картинке — это сигнал для обращения к логопеду», — предостерегает эксперт. 

Как победить проблемы с речью

  1. Профилактика.

Профилактические осмотры — лучший метод ранней диагностики. Невролог каждый год наблюдает ребенка, следит за его развитием. Если подозревает нарушение речи, назначает поворотное обследование и направляет малыша к логопеду, чтобы скорректировать проблему на ранних стадиях.

«В связи с тем, что в последнее время дети стали достаточно тяжелыми в речевом смысле — с аутизмом, безречевые, с заиканием, ринолалией, — важно, чтобы помощь им оказывалась комплексно: с привлечением других специалистов — дефектолога, психолога», — говорит Оксана Минеева.

  1. Практика.

Дети учатся речи и языковым навыкам, слушая других людей и практикуясь в общении с ними. Поэтому родители — важные учителя для ребенка в первые годы жизни. Даже просто разговаривая рядом, родители уже обучают и помогают ребенку. Но есть и другие способы стимулировать развитие речи в домашних условиях:

  1. Общение. 

Нужно чаще разговаривать с ребенком, поощрять его подражание звукам и жестам, называть продукты в магазине и предметы в доме, объяснять свои действия при приготовлении обеда или уборке комнаты, избегать «сюсюканья».

  1. Чтение. 

Читать ребенку, когда он совсем маленький, очень полезно. Книги должны соответствовать возрасту, а яркие иллюстрации — пробуждать интерес и фиксировать внимание.

«Даже с грудным ребенком нужно разговаривать, озвучивая все свои действия, причем не „сюсюкать“, а называть вещи своими именами, читать книжки и показывать картинки. Если у ребенка нет никакой органической патологии — уже в три месяца он будет отвечать „оживлением“ на знакомые слова и картинки. А к году начнет разговаривать. Это проверено опытом, в том числе на моих детях».

Распознавание и устранение задержки речевого и языкового развития на ранних стадиях — лучший способ помочь ребенку. При обнаружении каких-либо отклонений нужно сразу обращаться к специалисту (в первую очередь, к неврологу и логопеду) и следовать дальнейшим его рекомендациям.


Источник