Московская школа «Олимп-Плюс» открылась 25 лет назад и была одной из первых в частном образовании. Со временем подходы к обучению и оснащению устарели, и школа оказалась на грани кризиса: недобор учеников, финансовые проблемы, низкая конкурентоспособность. Но за шесть лет команде «Олимпа» удалось вывести качество обучения на новый уровень и вернуть школе потерянный статус. Как это получилось, публицисту Светлане Моториной рассказала Ирина Шатова, академический директор «Олимп-Плюс».
Почему школе необходимо меняться
Родителям уже недостаточно просто комфортной немассовой атмосферы, они более осознанно выбирают образовательную среду. И школе приходится соответствовать запросам, иначе она проиграет конкурентам.
Мы были довольно ригидные, не вписывались в требования современного образования, не давали выпускнику все, что нужно, чтобы быть конкурентоспособным абитуриентом, а затем — соискателем на рынке труда.
В результате произошел финансовый кризис — денег не хватало даже на достойные зарплаты, потому что мы не смогли привлечь нужное количество детей. Помню один неприятный год, когда на день открытых дверей к нам пришло шесть родителей, а нам нужно было набрать по 18 человек в каждый класс.
Читайте также: Что мешает директору менять школу к лучшему
Как сделать школу современной
Собрать команду, готовую к изменениям
Предыдущий директор школы, её создатель, убедилась: чтобы школе выжить, нужно отдать управление новой команде. Она познакомила нас с Романом Игоревичем Котовым, руководителем школы, которая тогда называлась «Наши Пенаты», а сейчас это ЧОУ ОО МСШО, и первым директором лицея МГИМО. Мы встроились в их экосистему.
Примерно полгода за нами наблюдали. Потом руководство пригласило на должность академического директора Михаила Лебедева, бывшего заместителя директора по учебной работе «Новой школы» — нас некоторое время даже называли малой «Новой». Роман Игоревич привлёк в школу HR-команду, которая оценивала сотрудников. Всех предупредили о том, что будут изменения. Кто-то ушёл сам, кому-то предложили меняться или уйти, кому-то — перейти на заочную форму преподавания.
В школе осталось около 30 процентов старой педагогической команды. Это были люди, готовые меняться. Я была среди них.
Внедрить эффективный формат оценивания
Главное, что мы внедрили, — формирующее оценивание. До трансформации всё было по накатанной: поднятая рука, сказал приближенно к учебнику — отметка. Представляете, как непросто детям и родителям было принять, что теперь не будет ни 20 отметок, ни 10, а всего три за отчётный период. Тогда пришлось очень много общаться с семьями. Процентов 15 так и не приняли нововведения и перевелись в другие школы.
Читайте также: 5 принципов экологичного оценивания в школе
Сформулировать ценности
С новым коллективом мы прописали ценности.
- Уважение — это про экологичное общение между всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, учителями.
- Развитие — как педагогов, так и самих учеников. Мы за поддержание внутренней мотивации в детях, за формирование их субъектной позиции.
- Безопасность — пространства, эмоциональной атмосферы, общения. Мы пропагандируем, что просить помощи можно и не стыдно.
- Ответственность — что бы ни произошло, мы сначала разговариваем с участниками конфликта, обязательно исследуем мотивы, договариваемся о дальнейших действиях. Если кому-то сложно соблюдать договоренности, мы в первую очередь выясняем, как можем помочь.
В самых тяжёлых случаях, когда мы видим, что ценности ребёнка никак не совпадают с нашими и договорённости не выполняются, мы можем и попрощаться.
В нашей истории на этапе трансформации был мрачный эпизод — распался практически целый класс. В первые годы там была очень авторитарная учительница, но в третьем классе она ушла. Следующий педагог был мягче, но дети уже привыкли к жесткости, а осознанность в них не развивалась, поэтому, как только источник страха исчез, ситуация стала неуправляемой. Началась травля, жертвой которой были разные ученики, но потом расцвела буйным цветом по отношению к одному ребенку. Мы весь год лечили класс, но ни родители, ни учитель, ни администрация не справились. Мы разделили травильщиков и расстались с ними.
Читайте также: «Я не подходила массовой школе, а она не была настроена на таких детей, как я»: история директора, которая пережила травлю в детстве, а потом создала бережную школу
Сформулировать правила
На основе ценностей мы создали правила. Удается ли им следовать, ученики оценивают сами. В каждом классе рефлексия происходит по-разному. В одном, например, правила в виде воздушных шаров — их поднимают в конце недели вверх в зависимости от того, какие правила соблюдались. Еще есть круг рефлексии, на котором ребята оценивают себя как команду и индивидуально.
Рефлексии на уровне учителей тоже очень много. Сразу после уроков все делятся своими открытиями и находками. Мы обсуждаем особенности детей, которые учатся одновременно у нескольких учителей, ищем совместно подходы к ним. Раз в пять недель после каждого модуля мы проводим большие встречи: делимся трудными кейсами, обсуждаем то, что получилось.
Читайте также: Как разработать правила класса: сценарий урока
Изменить образовательное пространство
Теперь у нас везде прозрачные двери. Хотя и до трансформации мы декларировали открытость, можно было на любой урок зайти, но на практике происходило это редко. Недавно мы проводили мероприятие «Выездная школа». По его концепции нам временно пришлось заклеить прозрачные части дверей. Детей не предупредили, поэтому они начали снимать наклейки. Учителям от этого тоже было некомфортно, делились, что так работать невозможно, будто в замкнутом пространстве. Еще три года назад такую реакцию представить это было сложно.
Читайте также: В учёбе и стены помогают. Как планировка школьного здания влияет на успеваемость в классе?
Позаботиться о педагогах
В школе мы создали службу заботы о педагогах и назвали ее «Орден Феникса». Это место, где учителя могут обсудить свои тревоги, страхи, проблемы, притом не только рабочие, а все наболевшее. Главная задача — профилактика выгорания, работа над эмоциональной устойчивостью. Ведь только здоровый взрослый может стать мудрым, вдохновляющим, авторитетным и безопасным учителем.