Как прокачать свое выступление: 3 приема от преподавателя ораторского искусства
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Автор книг по ораторскому искусству и ТГ-канала «Говори с Леонидом Смеховым» рассказывает, как можно сделать вашу работу с аудиторией более эффективной.

Используйте вовлекающие примеры

Пример — инструмент универсальный. Он

—  убеждает. 

— увлекает. 

—  делает речь ярче и понятнее.

С помощью примера можно эффективно влиять на аудиторию. Но часто мы приводим примеры, которые не работают.

Когда вы приводите обычный пример, вы часто не уделяете внимание особенностям восприятия. Чтобы пример заработал, нужно погрузить людей в историю, а для этого необходимо построить описание, «включив» основные каналы восприятия:

  • что мы видим;
  • что мы слышим;
  • что мы ощущаем.

Сравните: 

  • «Я как-то в июне шел  по улице в центре Москвы» 

и

  • «Залитая июньским солнцем пыльная  московская улица, центр. Из летнего кафе доносится смех и звон бокалов. Пахнет летом, шашлыком и свежей зеленью…» 

Картинка становится ярче. Когда вы произносите эти слова, ваши слушатели начинают все это представлять. И тогда пример начинает работать совершенно по-другому. 

Можно уходить глубже в детали, если есть время, а можно не углубляться и дать пару штрихов.

Не перегружайте речь

На днях я вел тренинг в крупной компании. И ее руководитель постоянно использовал обороты «я хочу» в начале фраз и «хотелось бы также» в качестве связки.

Такое «я хочу» — что-то вроде очередного «паразита», то есть абсолютно ненужный в повседневной речи оборот, который используют либо по привычке, либо чтобы успеть подумать, что сказать дальше. 

Хотите сказать — сразу говорите. Без «я хочу»

Хотите поздравить и пожелать — так и скажите: «Поздравляю с праздником, желаю любви».  Никак не «Я хочу тебя поздравить тебя с праздником и хочу также пожелать тебе любви». 

Рисуйте 

Вместо демонстрации готовых слайдов используйте рисование на флипчарте или доске. У этого способа есть три плюса. 

  1. Вовлечение.

Рисование — это творческий процесс. Публика начинает вовлекаться в него и корректировать то, что вы рисуете (например, схему), если захочет что-то добавить или поменять.

  1. Убедительность.

Вы можете рисовать крупные цифры, данные, фокусировать внимание людей на каких-то словах. Это будет работать.

  1.  Безопасность.

Когда вы что-то рисуете, то вы смещаете фокус. И аудитория будет в случае чего спорить не с вами, а с рисунком, критикуя его. Это важно.

Подумайте о том, как можно внедрить этот инструмент в ваши выступления, и как обратить его в свою пользу.


Источник