Как работает наставничество в российских школах: группы взаимоподдержки
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Наставничество — официальная педагогическая практика, которая закреплена в национальном проекте «Образование». По плану к 2024 году ей следует охватить более 70 процентов учеников в российских школах. Педсовет попросил методиста Светлану Буглак (Спасский район Приморского края) и директора регионального наставнического центра Юлию Сеничеву рассказать, как это работает на практике и чему дети могут научить друг друга.

Зачем школам наставничество

Национальный  проект «Образование» и федеральная программа «Современный учитель» описывает не одну, а пять целевых моделей наставничества:

  • «учитель — учитель»; 
  • «ученик — ученик»; 
  • «студент-ученик»;
  • «работодатель — ученик»; 
  • «работодатель — студент».

Цель этих практик — передавать опыт, компетенции и ценности в группе, где нет формальной иерархии и обязательств. А отношения в ней строятся на доверии и партнерских принципах. В случае модели «ученик-ученик», это называется «группа взаимоподдержки». Педагог в ней выступает куратором ученических неформальных объединений.

По мнению Светланы Буглак, наставничество стало востребованным из-за деструктивных тенденций в обществе: увеличилось количество детских преступлений, школьники вовлекаются в политику, в маргинальные сетевые сообщества.  Дети склонны объединяться как под присмотром взрослых, так и без него — и хорошо, если это  происходит под знаком плюс. Хуже, если взрослые замечают деструктивные группы постфактум — и имеют дело с последствиями. 

«В самом слове „наставничество“ виден глубокий правильный корень: наставлять на путь истинный, учить чему-то хорошему. Это не выравнивание образовательных результатов. Его цель — вовлечь детей  в полезную и конструктивную деятельность, что нереально сделать только на уроке», — говорит эксперт.

Например, в школе № 8 Спасского района Приморья разновозрастные группы учеников объединяет увлечение робототехникой. Старшеклассники и ученики 5-7 классов вместе строят роботов, программируют их, вместе выезжают на соревнования. Старшие ученики, обладающие большими знаниями и навыками, передают их младшим, одновременно заражая их своим интересом к технике, в этом и заключается наставническая практика.

Как это работает

В стереотипном понимании группа взаимопомощи — это когда хорошие ученики «подтягивают» отстающих. Но это совсем не так.  


Источник