Как развивать критическое мышление с помощью игр
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Критическое мышление — это навык, который помогает анализировать информацию, видеть ошибки и недочеты структуры. А еще без него невозможно заниматься научным поиском, строить и проверять гипотезы. Как развивать критическое мышление у детей с помощью игр, рассказывает директор «Лаборатории игр В-агон» (г. Новосибирск) Михаил Вершинин.

Зачем нужно критическое мышление (КМ)

Критическое мышление — это воспитание исследователя  в самом себе. 

Оно подразумевает:

  • самостоятельный анализ материала.

Не по алгоритму, а с опорой на его характер. Это могут быть новые  или экспериментальные данные, незнакомый текст или информация, которая не проверена. 

  • работу с гипотезами и экспериментами. 

Критическое мышление помогает выдвигать гипотезы и проверять их. 

Это можно назвать «искусством сомнения», когда на ровном месте мы внезапно предполагаем: а что, если все не так, как нам кажется? — и ищем способы это выяснить? 

Если говорить о примере качественного сомнения, то, в первую очередь, вспоминается Николай Коперник, который усомнился в многовековой практике наблюдений, сделал предположение о том, что Земля движется вокруг Солнца, и смог его проверить.

На самом деле в качестве примера мог бы быть практически любой большой ученый, потому что почти любое открытие связано с таким вот сомнением, но часто менее очевидным, чем взаимоотношение движения Земли и Солнца 

Какие игры развивают КМ

На развитие критического мышления работает очень много игр. Но главная сложность — определить, какие из них лучше выполняют эту задачу. 

Оценить значение игры для развития КМ можно по двум основным критериям:

  1. В игре есть скрытая информация, анализ который напрямую влияет на результаты.

Раскрытие информации, например, методом логического анализа или выдвижения гипотез — это прямая работа с критическим мышлением. Если эта часть игры достаточно важна, то чтобы достичь каких-то успехов, пригодится критическое мышление.

  1. Новички и опытные игроки играют по-разному.

Одни игры позволяют более продвинутому игроку конструировать результат. Например, шахматы. Другие создают иллюзию, что ты все полностью контролируешь, но при этом строятся на жестко заданной неопределенности. Например, «Камень, ножницы, бумага».  В этой игре нет системы, которую получится продуктивно проанализировать, чтобы увеличить вероятность выигрыша. Игры такого типа не развивают критическое мышление.

Существует три типа игр, которые можно использовать для этой задачи.

  1. Игры на работу с гипотезами и прогнозами

Они создают условия для того, чтобы игрок выдвигал гипотезы и проверял их на практике.

Желательно, чтобы такая игра представляла собой объективную систему и не зависела от внешних оценок — например, мнения жюри. Причина в том, что по-настоящему ценные решения, которые развивают критическое мышление, делаются на сложном материале, в котором легко запутаться. В этом случае, само жюри не застраховано от ошибок.

Кроме того, необходимо чтобы у участников игры не было заранее заготовленного алгоритма действий. Бывают ситуации, когда для победы в игре требуется выработать собственный алгоритм. Но как только он найден, игра перестает развивать мышление.

Например, всем знакома игра на угадывание объекта, в которой игроки задают ведущему наводящие вопросы. Как правило, вопросы задаются таким образом, что на них можно ответить только «Да» или «Нет». Эта игра хороша для детей — дошкольников и младших школьников. Она учит алгоритму поиска, проверке сразу нескольких гипотез, но с какого-то момента игрок начинает использовать выработанный им единый алгоритм. И в этот самый момент ценность игры в плане развития критического мышления становится значительно меньше.

  1. Игры с обманом и блефом

Почти любая игра, которая работает с обманом, блефом и с их анализом, развивает критическое мышление. Но есть нюансы:

  • В игре должна быть логика, по которой определить правду хотя и трудно, но возможно. 
  • Разгадать эту логику должно быть достаточно сложно, чтобы это получалось не у всех. Но не настолько сложно, чтобы не получалось ни у кого. Если происходит последнее, значит, есть погрешность в самой структуре игры.

Образцовая блефовая игра на развитие КМ — это покер. Но из-за ее идеологической и коммерческой специфики использовать ее в школе неудобно. А, например, популярную компьютерную игру Among Us, которая недавно переживала «бум» популярности, получится включить в программу.

Суть игры в том, чтобы выявить агрессивное меньшинство, которое саботирует полет на космическом корабле. По сути, это аналог «Мафии». Но помимо тонкостей аргументации, на которой построена «Мафия», в Among Us есть еще и объективные улики: можно сопоставить, где находился каждый из игроков в момент совершения преступления, куда направлялся, как аргументировал свое поведение. Это создает объективный слой игры, который обеспечивает некоторую логическую опору для того, чтобы вычислить блефующего. 

  1. Игры на анализ действий

Такая игра:

  • должна быть достаточно интересна и глубока — чтобы в ней «наловчиться», потребуется несколько партий;
  • анализ действий должен проверяться на практике в последующих партиях;
  • если игра достаточно сложная, ее должен преподавать хороший специалист.

Классический пример — шахматы. В них идет совершенно традиционное развитие критического мышления: человек играет сотни и тысячи партий и анализирует их. 

В шахматах можно проверять результаты этого анализа на практике и увидеть, как это работает. Те ученики, которые анализируют партии, в среднем, играют сильнее тех учеников, кто не проводит такой анализ.

Как интегрировать игры на КМ в учебный процесс

Игры на построение гипотез получится использовать на уроках по естественнонаучным дисциплинам. Например, на физике попросить учеников предположить в каком месте сломается деревянная линейка, если к ней приложить определенную силу. Или на уроке химии — построить гипотезу о том, каковы будут результаты эксперимента.

Хорошо подходит и блеф-прогнозирование. В начале урока можно поиграть в игру «Верю — не верю»: предложить детям ответить, считают ли они, что какое-то утверждение — правда. Но в этом случае у учителя должны быть аргументы, на которых можно основывать блеф, а у учеников — доводы, которые помогают его раскрыть. Хорошо, если отвечая «Да» или «Нет», ученики подкрепляют свои догадки уже установленными фактами, так как простое угадывание «на удачу» не развивает критическое мышление.

Небольшие прогностические игры легко встраиваются в учебный материал. Они разнообразят подачу и могут служить как завязкой занятия, например, в начале урока, так и, наоборот, завершением темы. 

Во внеурочное время гораздо больше возможностей использовать игры. Можно организовать игровые сессии (например, по шахматам, шашкам) с последующим анализом сыгранных партий или провести научную школу, в рамках которой — совместить неигровые эксперименты с играми на построение гипотез. 

Важно понимать, что игра — это лишь один из способов донесения материала и развития определенных компетенций, как и сам урок, лекция или лабораторная работа. Поэтому полезно совмещать игры с другими образовательными активностями. 


Источник